13 причин почему момент в бассейне
«13 причин почему»: как за 3 сезона сделать из лучшего сериала о подростках худший
Пародия на детектив
Если предыдущие два сезона еще пытались проталкивать какую-никакую сложную драму (у первого это получалось хорошо, у второго — уже не очень), то новый просто решил пойти на самый дешевый и скучный сюжетный ход.
Начать было решено с громкого твиста, к которому не было никаких предпосылок, но который точно ошарашит фанбазу. Причем еще на стадии промо-кампании.
«Кто убил Брайса Уокера?» — с таким заголовком опубликовали первый постер нового сезона после долгого затишья. Брайс Уокер каким-то образом после межсезонья оказался мертв. Тело главного антагониста «13 причин» находят изуродованным в местном порту, а полиция со временем приходит к выводу, что это был не несчастный случай, а убийство.
Новый сезон строго по пунктам следует шаблону наивных подростковых детективов. Каждый из персонажей сериала поочередно попадает под подозрение, на каждого находятся неоспоримые улики, но по итогу почти все выходят сухими из воды, а полиция вновь начинает копать под кого-то нового со случайно всплывшей подсказкой.
И как бы «13 причин» не пытался сохранять интригу, как-то нагнетать и уж тем более захватывать у сериала не получается. Сюжет плавится от пафоса, а приглушенная драматическая цветокоррекция со временем попросту начинает вызывать смех. Школьные интрижки и неонуар совмещаются плохо (да, «Ривердейл»?).
И куда же без закадрового повествования: почти весь сюжет подается от лица взявшейся из ниоткуда новенькой девочки Ани, местной Нэнси Дрю, назойливо вклинившейся в жизни персонажей и плотно окопавшейся в их секретах.
Сюжет третьего сезона подается в трех таймлайнах (да, снова шаблон). Это события до убийства, происходящие сразу после школьного вечера, на котором закончился второй сезон; настоящее время и интервью-эпилог, где Ани, будто зачитывая Шекспира, рассказывает всю историю.
Никакой Ханны Бейкер
Один из немногих плюсов нового сезона (если не единственный): сериал, наконец, перестает пинать труп девочки-суицидницы, записывавшей кассеты с признаниями в первом сезоне.
Историю, которую нужно было закончить еще на первом сезоне, все же обрубили на третьем. Впервые имя «Ханна» здесь всплывает к серии пятой, да и в целом семья Бейкеров отошла на второй, а то и третий план (ну хоть призрака девочки больше нет, и то радует).
Сериал от централизации чувств жертвы перешел на чувства насильника — Брайс становится новой Ханной, которого все заклеймили и которого больше никто не хочет слушать, как бы он ни пытался измениться или объясниться. Из-за чего сериал еще больше стал походить на…
Фанфик, написанный на коленке
Еще со второго сезона у «13 причин почему» были крупные сценарные проблемы. На книжный оригинал больше не опереться, поэтому сценаристам приходилось вбивать в скрипт первые всплывшие в голове идеи, никак не отшлифовывая или хотя бы самую малость приводя их в порядок.
В новом сезоне ситуация не поменялась. От «13 причин почему» здесь осталось только название — еще во втором сезоне шоу начало отходить от заглавного концепта, а теперь и вовсе скатилось в компиляцию фанатских фантазий. Кинки-секс в духе «50 оттенков», каминг-аут одного из главных школьных задир и… попытки оправдать насильника, показав какая он бедная сломанная личность.
Если весь второй сезон Брайса нещадно поливали грязью, ненавидели и судили, то в новых сериях героя все больше и больше пытаются очеловечить. И в этом отношение к сериалу двоякое. С одной стороны, «13 причин почему» выходит из черно-белого и однозначного мира первого сезона, где Ханна была невинной мученицей (что во втором сезоне жестко опроверглось), а все ее одноклассники — сплошное зло. Как-никак даже насильников тоже можно довести до раскаяния, глубокой депрессии и деструктивного поведения.
С другой, попытки превратить жестокого психопата в зашуганного щеночка выглядят максимально нелепо. Два сезона сериал рисовал Брайса как настоящее исчадие, а сразу в третьем вдруг все вспомнили, что он, оказывается, тоже human being.
И хотя местами шоу удается убедить (конечно же, акцент делается на семейных воспоминаниях Брайса, где он тот еще душка и маменькин сынок), в большинстве случаев сюжет высасывается из пальца. Шоураннеры нашли себе новую грушу для битья, и теперь уже два сезона подряд скрупулезно препарируют образ Брайса. Остается надеяться, что в финальном, четвертом сезоне над его трупом не будут издеваться так же, как во втором мучили память Ханны.
Чопорное социальное комбо
Вместе со слабым сценарием третий сезон перенял у второго и навязчивую социальную рекламу — и сделал ее еще более назойливой. Без нее сейчас никуда: почти все современные подростковые сериалы вклинивают общественные высказывания в свои сюжеты, причем всегда об одном и том же.
Взять, например, сцену с абортом из «Эйфории», которую можно смело назвать самой красивой и эпичной за весь (совершенно потрясающий) сериал. Или ту же из «Полового воспитания» — меланхолично-комедийную и вместе с тем до ужаса трогательную.
В третьем сезоне «13 причин» тоже есть момент с абортом — максимально топорный, вставленный в сериал ради галочки для подыгрывания тенденциям, где зрителей душат кринжем, пустыми диалогами и пустой серостью, которая банально не способна задеть ни единый нерв.
И так сериал обходится со всеми потенциально сильными сценами. Будь то монолог Джессики, в первом сезоне изнасилованной Брайсом, перед целой школой о культе насилия. Или зал одна за одной поднимающихся девушек, произносящих «Я — выжившая» (читай: Me Too), невольно навевающих схожую по духу сцену из «Полового воспитания», где, впрочем, фраза «Это моя вагина!» трогала в разы сильнее. Не забыли и о местном радфем-кружке — в его самом худшем проявлении, которое только можно представить.
По итогу слепое подыгрывание тенденциям обернулось эксплуатацией самых ярких социальных стереотипов — от которой еще больше будут гореть правые, и вместе с тем фейспалмить левые. А сериал с богатым после первого сезона фундаментом уже во второй раз превратили в посмешище и собственную антирекламу.
11 пасхалок второго сезона сериала «13 причин почему»
СПОЙЛЕРЫ! СПОЙЛЕРЫ! СПОЙЛЕРЫ!
А теперь, когда вы были предупреждены, приступаем.
1. Татуировка точка с запятой, которую себе набивает Клэй — символ организации Project Semicolon, занимающейся проблемой суицидов и психологического здоровья. Кстати, в реальной жизни такие татуировки себе набили продюсер сериала Селена Гомес и актеры Томми Дорфман и Алиша Боэ.
Netflix
2. Открытка Джастина отсылает нас к балу, показанному в первом сезоне, где герои нарядились как Сид Вишес и Нэнси Спанджен.
Netflix
3. Когда Тайлер знакомится с Сайрусом, последний поздравляет его с победой в конкурсе фотографии. Это отсылка к книжному первоисточнику сериала и дань уважения его автору Джею Эшеру.
Netflix
4. В финальной серии мы видим стену в «Моне», расписанную воспоминаниями и приятными словами о Ханне. Одно из них, «Я бы многое отдал за чашечку горячего шоколада с тобой», отсылает нас к первому сезону до трагических событий, когда Ханна, Джессика и Алекс устраивали дружеские посиделки в кафе.
Netflix
5. Фотографию, висевшую в ее шкафчике, определенно сделал Тайлер, о чем мы узнаем от самого героя в первой же серии второго сезона.
Netflix
6. Книга, которую читал Зак во время встреч с Ханной, «The Art of Fielding», рассказывает об отношениях друзей-школьников, играющих в бейсбольной команде.
Netflix
7. Во время празднования выигрыша бейсбольного матча вся команда Либерти Хай оделась в форму 16-го игрока — погибшего Джеффа Аткинса.
Netflix
8. В списке «причин жить» Клэй указан дважды. Ханна верила в то, что у них могло что-то получиться в романтическом плане, но, к сожалению, список причин «против» был длиннее.
Netflix
9. После трагического случая Бейкеры убрали кассеты из ассортимента товаров своей аптеки.
Netflix
10. В продолжение истории кассет Ханны полароиды тоже подписаны синим цветом. Интересно, что будут подписывать синим в следующем сезоне?
Netflix
11. 20 апреля 1999 года произошло массовое убийство в школе «Колумбайн» — двое старшеклассников напали на учеников и персонал школы с самодельными взрывчатками и стрелковым оружием, после чего застрелились сами. Возможно, таким образом шоураннеры сериала хотели показать, что было бы, если бы у стрелков был человек, с которым они могли поговорить и не идти на такой шаг.
Netflix
Финал «13 причин почему» – главное разочарование от Netflix в 2020-м
Клэй Дженсен сходит с ума, и мы вместе с ним.
«13 причин почему» – американский сериал о подростковых проблемах, снятый по мотивам одноименной книги Джея Эшера. Первый сезон, как и книга, был посвящен истории суицида школьницы Ханны Бейкер. После ее смерти главные герои получили посылку с кассетами, на которых записана история о 13 причинах, почему она убила себя.
Продюсированием сериала занималась Селена Гомес, и он стал одним из самых обсуждаемых и скандальных оригинальных проектов Netflix за последние годы. Одни восхваляли его за смелость показывать сцены буллинга, насилия и самоубийства, другие же считали, что из сериала должны вырезать жесткие сцены суицида и причинения вреда себе и другим в целом.
«13 причин почему» набирал свою популярность и был продлен на второй и третий сезоны, которые хоть и не могли сравниться с первым, но все же были интересными. В этом году Netflix показали финальные эпизоды сериала, чтобы поставить точку в истории школьников из «Либерти Хай», и вот тут как раз все пошло наперекосяк.
Третий сезон оставил довольно хорошую интригу: мы узнаем, кто убил Брайса Уокера – насильника Ханны Бейкер и Джессики Дэвис и главного амбассадора токсичной маскулинности в школе. Компания главных героев сваливает его убийство на другого и тихонько надеется, что их не раскроют. Но в четвертом сезоне от этой интриги остаются лишь редкие крики «Зачем его вызвали в полицию?», «Они все узнают!», «Он нас сдаст!» и все в этом духе. Персонажи слишком озабочены выпускным, системой безопасности в школе и экзаменами.
Появляется куча ненужных новых персонажей, которые вроде бы и должны начать какую-то интересную сюжетную линию, но так и не получают никакого развития и становятся просто фоном. Эстела, сестра Монти де ла Круза, особо не пытается разобраться в смерти брата; Диего, который вроде бы хотел отомстить за своего друга Брайса Уокера, больше увлечен Джессикой Дэвис; новичок Чарли, кажется, появился только для того, чтобы подбадривать всех. У «старых» персонажей дела не лучше, их медленно и беспричинно начинают сливать сценаристы, как, например, девушку Клэя – Ани Ачолу, которая была чуть ли не главным двигателем сюжета в третьем сезоне.
На фоне всего этого начинает довольно быстро съезжать крыша у Клэя Дженсена, который до этого был главным «спасателем» в сериале. То, что его психическое здоровье должно было пострадать после многочисленных смертей его друзей и постоянного насилия вокруг, – понятно. Но не так абсурдно же и карикатурно? История расшатанной психики Клэя и его бесед с психотерапевтом могла бы стать хорошим поводом для молодых зрителей разобраться в своих проблемах и поговорить со взрослыми, но и она была слита в непонятный эпизод со сном про инопланетных роботов и истерики в школьных коридорах. Вплоть до конца сериала мы не можем понять, что с Клэем и станет ли ему лучше.
История Клэя, который вначале был чуть ли не единственным положительным персонажем и героем в сериале, а потом превратился в нестабильного нюню, хорошо показывает, как сценаристы, по сути, дискредитировали и сделали не таким значимым весь прошлый опыт героев. Персонажи, которые начинали войну с буллингом, либо сдаются, либо проигрывают: Джессика, которая стала лицом борьбы против сексуального насилия в школе, не дает отпора директору и слишком поглощена новыми отношениями, а Тони, который хотел вернуть депортированных родителей, прекращает попытки после первой неудачи.
К концу шоу появляется довольно странное ощущение: создатели сериала будто просто перечеркнули первые три сезона и все позитивные установки для молодой аудитории. С одной стороны – герои заканчивают школу, наконец отпускают историю Ханны Бейкер, обращаются за помощью, с другой же – они потеряны в жизни, остается куча вопросов и никакого ощущения счастья. И возникает вопрос: и зачем вообще все это надо было смотреть?
Вероятно, вам также будет интересно:
Фото: кадры из сериала
Читайте также
© АО «Конде Наст» 2004 – 2021. Все права защищены.
Популярный сериал лишился скандальной сцены
Стриминговый сервис отредактирует один из эпизодов
Первый сезон сериала «13 причин почему», основанного на одноимённой книге, был опубликован сервисом Netflix весной 2017 года. Всего за несколько дней проект стал одним из главных трендов «Твиттера» – за 30 дней пользователи социальной сети в своих сообщениях упомянули его более 11 млн раз. В центре сюжета сериала находится история Ханны Бэйкер – вымышленной американской школьницы, покончившей жизнь самоубийством. Авторов сериала, вызвавшего широкий резонанс в обществе, обвинили в излишней реалистичности сцены суицида и его одобрении. Теперь, спустя два года после премьеры, Netflix принял решение отредактировать этот эпизод.
Популярный сериал лишился скандальной сцены
Ханна Бэйкер, главная героиня сериала «13 причин почему», – обычная среднестатистическая американская школьница, ученица старших классов. Однажды на пороге своего дома её одноклассник – Клэй Дженсен – обнаружил коробку с аудиокассетами, на которых Ханна объясняла, почему покончила с собой. Девушка нашла 13 причин для того, чтобы уйти из жизни – одной из них оказался Клэй. С самого начала сериала зрители знают, что именно произойдёт в конце, но никто не догадывается, насколько ужасными окажутся те события, которые приведут главную героиню к суициду. Для телевизионного воплощения истории авторы выбрали отличающийся от книги путь (в основу сериала положен роман «13 причин почему» Джея Эшера): в оригинале Ханна умирает, наглотавшись таблеток, а в сериале вскрывает себе вены. Как раз этот момент и стал поводом для скандала, не утихающего вот уже на протяжении двух лет. Родители и учёные обвинили всех, кто имеет отношение к созданию телевизионной версии романа, в излишней спекуляции на теме суицида: слишком уж реалистично он был показан. Несмотря на то, что авторы сериала «13 причин почему» не изменили свою позицию по данному вопросу (они считают, что сериал, напротив, помогает подросткам понять, что самоубийство – это не выход), было принято решение отредактировать этот эпизод. В каком именно виде он в итоге предстанет перед зрителями, неизвестно.
Та самая сцена из сериала «13 причин почему», 18+
После премьеры сериала различные организации проводили собственные расследования, результатами которых стали неоднозначные выводы: якобы именно сериал «13 причин почему» повлиял на увеличение количества подростковых суицидов. Например, согласно данным исследования Журнала Американской медицинской ассоциации JAMA, количество поисковых запросов по ключевым словам «горячая линия по проблемам суицида» и «подростковый суицид» выросло на 21% и 34% соответственно по сравнению с периодом до премьеры сериала «13 причин почему». Специалисты, отслеживавшие поисковый трафик, выбрали 20 терминов, так или иначе связанных с понятием «суицид», при этом из них были исключены варианты, не подходящие по смыслу (такие как, например, название фильма «Отряд самоубийц»). По словам доктора Гарольда С. Коплевитца из Института детского интеллекта, достоверно известно, что некоторые люди, искавшие в интернете темы, связанные с суицидом, всё-таки покончили жизнь самоубийством. Он считает, что освещение самоубийств в СМИ приводит к другим самоубийствам, а количество поисковых запросов по способам самоубийства увеличилось именно после премьеры сериала.
Трейлер сериала «13 причин почему»
Сериал «13 причин почему» стал одним из самых неординарных проектов онлайн-кинотеатра Netflix. Равнодушных среди посмотревших не оказалось: кто-то начал ругать сериал, а кто-то, напротив, хвалить, считая, что «13 причин почему» поднимает важные для современных подростков темы. По словам создателей сериала, сюжетная линия Ханны Бэйкер завершилась во втором сезоне, поэтому этот персонаж больше не фигурирует в истории. Интересно, что события романа, положенного в основу сериала, были полностью раскрыты в первом сезоне: второй и третий сезоны – история, придуманная сценаристами стримингового сервиса. По слухам, проект уже был продлён на четвёртый сезон.
Что не так со сценой суицида Ханны?
В первые несколько недель после завершения первого сезона «13 причин почему» на сериал обрушилась волна критики, особенно сильно критиковали сцену самоубийство Ханны – по мнению тех, кто прошел через это, врачей и экспертов, сцена получилась чересчур реалистичной.
На самом деле, сценаристы намеренно детально прописывали эту сцену, а режиссер старался снять все крупным планом, чтобы отпугнуть подростков от суицида и показать, что это нечто страшное, а вовсе не решение проблемы. Но, как говорят ученые, конкретно эта сцена с самоубийством Ханны дает обратный эффект.
«Учитывая мой собственный суицидальный опыт – да, я пыталась убить себя и осталась в живых – могу сказать, что сцена выглядит гиперреалистичной. Даже немного слишком. Это нарушает все имеющиеся принципы и законы организаций по профилактике самоубийств о том, как нужно изображать самоубийства».
«Конкретно эта сцена страшная, кровавая и очень жестокая».
Это снято крупным планом, и вряд ли можно это забыть. Создатели, по сути, хотели напугать подростков и отвратить их от суицида», – говорит фотограф Dese’Rae L. Stage журналу Teen Vogue.
Но эффект получился обратный – подростки начали видеть в этом что-то привлекательное, а благодаря сериалу – начали думать, что можно уйти красиво и заставить всех мучиться.
«Проблема в том, что это не работает, и сериал может принести больше вреда, чем пользы, потому что сериал показывает реальные варианты, как можно покончить с собой. Создатели могли показать бритву, девушку в ванной, кровь, наконец! Но не показывать лезвие и процесс, как Ханна режет вены. Это и так оказало бы большое влияние на подростков, но вместо этого создатели сериала просто предоставили детям пошаговое руководство».
Одна из пострадавших девушек по имени Эшли также отметила, что съемочная группа действовала неправильно.
«Если они собираются делать второй сезон, то, я надеюсь, они вернутся к Ханне и покажут зрителям, что она была не просто человеком – а девушкой с серьезными психическими проблемами. В сериале «13 причин почему» меня беспокоит многое, но больше всего то, что создатели использовали самоубийство Ханны как рекламный трюк для всех зрителей, которые захотят узнать, кто же из всех причастных на самом деле «убил» Ханну».
«Фактически, это травля всех вовлеченных в ситуацию, и я считаю это нецелесообразным. Все равно Ханна уже не услышит их извинений и всего, что эти люди хотели ей сказать».