38 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Фильм бассейн в чем смысл

Женщина и два нарцисса. По фильму “Бассейн” (1969)

Фильм «Бассейн» (1969) давно стал киноклассикой. Он прекрасен по многим основаниям, которые я не берусь здесь освещать. Моя задача – углубиться в психологический конфликт героев.

Можно обозначить несколько тем, которые иллюстрирует этот фильм – отношения с «бывшими», доминирование и соперничество в мужской дружбе, нарциссизм, скрытые мотивы женского поведения.

Вкратце сюжет таков (внимание, спойлер). Любовная пара – Жан-Поль (Ален Делон) и Марианна (Роми Шнайдер) – отдыхает на вилле с бассейном. К ним в гости заезжает Гарри, старый друг Жан-Поля и одновременно бывший любовник Марианны. Гарри приезжает со своей юной дочерью Пенелопой (Джейн Биркин). Образуются две параллельно флиртующие пары – Марианна с Гарри и Жан-Поль с Пенелопой. Это приводит к конфликту между друзьями, в результате чего Гарри тонет в бассейне при участии Жан-Поля.

В свое время Роми Шнайдер и Ален Делон были реальной парой и даже обручились. Правда, на момент съемок они уже давно расстались. Но, возможно, именно благодаря прошлой любви, оказавшись на сьемочной площадке с «бывшим», Роми Шнайдер играла настолько глубоко и многослойно.

Она в этом фильме поистине сфинкс. Её невозможно понять до конца, никто не знает, что у нее на уме. Режиссер явно использовал амбивалентные чувства Роми Шнайдер к Алену Делону, чтобы добиться этой завораживающей глубины ее образа. Так что после фильма зритель, подобно Фрейду, может воскликнуть: «Так чего же хотела женщина на самом деле?»

Марианна Роми Шнайдер красива и величественна, и в то же время непроницаема и лицемерна, хотя сама этого не сознает. Если верить таблоидам, именно это раздражало Алена Делона в их реальных отношениях.

Режиссеру удалось использовать две непримиримые черты этих личностей – непоколебимую (по крайней мере, внешне) выдержку Роми Шнайдер и неконтролируемую импульсивность Алена Делона. Именно это столкновение и борьба характеров делают фильм таким захватывающим.

По сюжету Марианна в сложной ситуации. Она талантливая журналистка из богемной среды. Она находится в двухлетнем романе с Жан-Полем, красивым, но довольно инфантильным плейбоем, к тому же имеющим алкогольную зависимость и трудности с работой. Он пробовал писать, у него не получилось, он пошел на работу в рекламу, которую искренне презирает. Жан-Поля можно описать как человека с претензией на исключительность, который не может смириться со своей ординарностью.

Марианна оказалась в этой любовной связи не просто так. Она «получила» Жан-Поля от Гарри, своего бывшего любовника и одновременно друга Жан-Поля. Гарри старше их обоих примерно на 10 лет. Это настоящий нарцисс с чертами гипертима – блестящий, успешный, энергичный, всегда на кураже и без ума от себя. Гарри джазовый музыкант с поведением шоумена, всегда в делах, среди друзей и женщин.

Статья в тему:  Звідки вентиляция бассейна

Марианне он в свое время оказался не по зубам, она не смогла его удержать. И согласилась на его протеже и ближайшего друга, почти брата. Возможно, тогда ей казалось, что на Жан-Поле лежит отблеск сияния самого Гарри.

И вот жарким летним днем мы оказываемся на вилле, где Марианна и Жан-Поль проводят свой отпуск вдали от людей. Внезапно раздается звонок от Гарри, который путешествует неподалеку со своей 18-летней дочерью, «ошибкой молодости». Возбужденная Марианна приглашает его сначала заехать в гости, а затем и остаться на несколько дней.

Этим поступком Марианна, с одной стороны, организует развлечение и свидание с Гарри, а с другой – столкновение между Гарри и Жан-Полем. В глубине души она, возможно, разочарована в Жан-Поле, и втайне желает, чтобы Гарри надрал ему задницу и поставил на место. С другой стороны, она еще в обиде на Гарри что он ее бросил, так что будет неплохо, если и Жан-Поль надерет задницу Гарри. В любом случае Марианна будет в выигрыше.

С момента, как Марианна приглашает Гарри в гости, Жан-Поль сразу чувствует себя в невыгодном положении и начинает злиться. На фоне Гарри он не выдерживает конкуренции, и в нем зреет подростковый бунт.

Поначалу Жан-Поль лишь приударяет за дочерью Гарри Пенелопой, чтобы отомстить Марианне за то, что она захотела видеть кого-то еще. Но затем он заходит слишком далеко и доводит дело до секса, в то время как Гарри и Марианна только флиртуют, не переходя грань. Хотя Марианна дает понять Гарри, что она не прочь, вряд ли она пошла бы на реальную измену. Скорее, она хотела поднять свою значимость для Гарри и заставить его пожалеть, что он потерял ее.

Еще когда Гарри только появляется в воротах на своем роскошном Мазерати, становится понятно, что именно Марианна и Гарри составляют истинную пару. Эти двое стОят друг друга, в то время как Жан-Поль на их фоне выглядит раздраженным неуверенным подростком.

Все дальнейшее приобретает фрейдистский привкус и чрезмерное напряжение в силу слишком близких отношений всех героев, чьи роли инцестуозно перепутаны. Складывается впечатление, что Гарри и Марианна – как отец и мать, а Жан-Поль – как их сын, который переживает Эдипов комплекс, злится на отца за его могущество и на мать за ее любовь к отцу. Марианна использует это, чтобы заставить Жан-Поля ревновать.

Статья в тему:  Сколько стоит вход в бассейн немо

Что касается Гарри, то его поведение состоит в перманентном самоутверждении и бессознательном доведении Жан-Поля до срыва. Гарри без устали любуется собой, демонстрирует свою успешность и срывает аплодисменты. Вдобавок он намекает, что Марианна в определенном смысле по-прежнему принадлежит ему. Он последовательно третирует Жан-Поля, задевая его самолюбие по любому поводу. Поведение Гарри в отношении Жан-Поля может служить наглядным примером нарциссического доминирования.

Вот некоторые диалоги Гарри с Жан-Полем:

– Ты окончательно забросил литературу?

– Это лучшее, что ты мог сделать

– А Марианна еще спит?

– Она любит понежиться (намекает, что в курсе интимных сторон жизни Марианны). Она сейчас что-нибудь пишет?

– Она забывает о своей карьере. Ты уверен, что не мешаешь ей?

– Все так же с трудом встаешь по утрам?

– С ещё большим трудом, чем раньше

– У тебя слабый характер

– Ты говорил мне об этом

– Я желал тебе добра, это естественно

– Когда же ты женишься на Марианне? Она, в сущности, наседка. Тебе подойдет

– Я никогда добровольно не женюсь. А ты женись, это в твоем стиле.

В последнем примере Гарри, завидуя любви этой пары, обесценивает их связь. Это типичная защита нарциссов – обесценивать успехи других, особенно по части близких отношений, т.к. нарциссы к ним не способны. Обесценивая, нарциссы уменьшают боль от своей зависти.

В борьбе с Гарри Жан-Поль объединяется с Пенелопой. Они выглядят как два его ребенка-подростка, одинаково уставшие от хвастливого самолюбования и высокомерного покровительства своего папаши.

Пенелопа жалуется Жан-Полю на отца, описывая его нарциссические черты:

– Я не знала о его существовании и обходилась без него вплоть до прошлого года. В один прекрасный день он явился, и теперь не отходит ни на шаг. Будто жить без меня не может, все время вертится около. Когда кто-нибудь принимает меня за его подружку, его так и распирает от гордости. С утра до вечера он учит меня жить, донимает советами, сует нос во все мои дела. Это ужасно.

Также Пенелопа не преминула открыть Жан-Полю, что Гарри говорит о нем и Марианне:

– Он сказал, что, когда ему надоела Марианна, он уступил её вам. Но что он может вернуть её обратно, когда захочет. Он говорит, что у вас нет таланта ни на грош. Он не любит вас, хоть вы и друзья. Он хочет, чтобы его обожали, а сам не любит никого.

Статья в тему:  Почему тропические леса бассейна реки амазонки часто

Замечателен последний диалог Жан-Поля и Гарри, после которого Гарри погибает.

Для начала Жан-Поль напивается (хотя до этого был в завязке). Это происходит на фоне того, что он переспал с Пенелопой и тем разрушил отношения с обеими родительскими фигурами – Марианной и Гарри. Гарри замечает, что Жан-Поль пьян.

– За старое взялся? Это в твоем стиле

– Ты ведь рад этому?

– Я? Да мне плевать.

В этой последней беседе у бассейна, когда уже все разрушено, Жан-Поль ищет, как разрядить свое напряжение, но не в силах поднять руку на Гарри. Он ждет, когда Гарри первым нападет на него.

Может быть, это единственный эпизод в фильме, где игра Алена Делона глубока и вызывает отклик. Когда он ходит за Гарри возле бассейна, не в силах ни напасть на него, ни оставить его в покое, у него лицо ребенка, который хочет заплакать и одновременно хочет ударить. Он бессилен и в то же время отчаянно решителен. Он чувствует себя виноватым и в то же время готовым убить. Так может чувствовать себя ребенок 3-х лет на пике Эдиповой фазы, которого разрывает нестерпимая ярость к родителю и нестерпимая же вина.

– Что тебе нужно? – не выдерживает Гарри. – Я очень любил тебя, когда тебе было семнадцать. Мы все носились с тобой, как с больным. Жан-Полю нужно особое отношение! Испорченный ребенок. Ты знаешь, что я сильнее тебя, ты всегда жил моим умом. И меня же ненавидел. И что теперь? Решил отомстить? Но ты не получишь Пенелопу, я увезу ее завтра. Все кончено.

И далее трагедия завершается. Гарри пытается ударить Жан-Поля и падает в бассейн, а когда хочет выбраться, Жан-Поль не дает ему это сделать, и Гарри тонет.

Такова трагедия Гарри – человека, который стал настолько невыносим, что его убили. Но есть и трагедия Жан-Поля. Она состоит в том, что он зафиксирован в соперничестве и не может просто отойти в сторону и жить своей жизнью.

Гарри играл для него роль отца, и его превосходство наконец стало для Жан-Поля невыносимым. К тому же Жан-Поль ни в чем не мог переиграть его – ни в социальном поле, где он был неудачником, не нашедшим своего места, ни в любви, где его женщина представляется объедком со стола Гарри. Даже когда они плавают наперегонки, Гарри побеждает.

В этой ситуации Жан-Поль находит единственное, чем он может уязвить Гарри. Это Пенелопа. Гарри обожал дочь как свое нарциссическое расширение. Выставляя ее напоказ как свою роскошную витрину, он испытывал наслаждение.

Статья в тему:  Санаторий мвд салют куда сходить в бассейн

Поэтому Жан-Поль соблазняет Пенелопу и безжалостно отталкивает Марианну, которую Гарри обесценил, представив как наскучившую вещь и которая, к тому же, все еще скучала по Гарри и флиртовала с ним.

Так что мы видим в этом фильме не одного, а двух нарциссов, только один демонстративный, а другой скрытый, но так же фальшив изнутри. Все поступки Жан-Поля продиктованы болезненным самолюбием и конкуренцией. Он не в силах выйти из соревнования и выбрать то, что не откалибровано Гарри и не имеет к нему отношения. Он ищет не своего удовольствия, а победы над Гарри, иначе не чувствует себя полноценным.

Даже если Жан-Поль действительно любил Марианну, проклятый авторитет Гарри имеет над ним такую силу, что обесценивание со стороны Гарри перечеркнуло эту любовь. Для Жан-Поля ценно только то, что ценит Гарри. Сам Жан-Поль не способен создавать объекты для своего либидо.

И, наконец, о женщине. Заварив эту кашу, Марианна в результате уверенно встала над Жан-Полем. Теперь не Гарри, а она сама доминирует над ним, причем в двух смыслах – уголовном и моральном. С одной стороны, дело не закрыто, и у нее есть улики против Жан-Поля. С другой стороны, Жан-Поль теперь раздавлен чувством вины и нуждается в прощении.

Пригласив Гарри, Марианна спровоцировала обоих мужчин, заставила их ошибиться и использовала это для усиления своей значимости и обретения власти. Один заплатил за то, что бросил ее, другой попал от нее в зависимость. Так что королева начинает и выигрывает.

Друзья, благодарю вас за внимание

и приглашаю в мою группу “Нарциссический клуб

На глубине. «Бассейн», режиссер Франсуа Озон

«Бассейн» (Swimming Pool)

Авторы сценария Эмманюэль Бернхейм, Франсуа Озон Режиссер Франсуа Озон Оператор Йорик Ле Со Художник Вутер Зоон Композитор Филипп Ромби В ролях: Шарлотта Рэмплинг, Людивин Санье, Чарлз Данс, Марк Фейоль и другие Canal+, Fidйlitй Productions, France 2 Сinйma, Gimages Франция — Великобритания 2003 Дистрибьютор — Агентство «Интерсинема-АРТ»

Франсуа Озона провозгласили у нас культовым режиссером. В современном понимании это означает, что он горячо ценим в отдельных кругах, которые способны разглядеть нечто замечательное в кино, предназначенном не для всех. Может быть, это было справедливо для эпохи «Капель дождя на раскаленных скалах», эпохи изысканно обрывочной недосказанности, но последние три фильма — «Под песком», «8 женщин» и «Бассейн» — вывели Озона в совершенно другой ряд. Теперь это самый прозрачный, самый совершенный и самый комфортный для зрителей режиссер во всей Европе. То есть мейнстримный. Правда, его мейнстримность выросла из собственного режиссерского опыта интеллектуального кино и из соавторства по написанию сценариев с интеллектуальной Эмманюэль Бернхейм — стало быть, он хороших кровей. Демонстративная обращенность к массовому зрителю в последнем фильме подчеркивается выбором популярной писательницы детективных романов в качестве главной героини. Мейнстримность, однако, не предполагает ни примитивности, ни однозначности, ни игры в поддавки со зрителем — если, конечно, не посчитать за нее тщательно выстроенное повествование, в котором нет ни единого лишнего или пустого кадра. В «Бассейн» можно погружаться на любую глубину. И в то же время бассейн, искусственное сооружение с вполне определенными заданными параметрами, как будто ограничивающее движение в конкретных рамках, на самом деле служит сознательно выбранной жесткой формой, формообразующим элементом для самого режиссера. Бассейн — один из главных героев истории. Кроме всего прочего, присутствует и метакинематографический слой; по словам Озона, замысел возник из вопроса, который он сам себе постоянно задает: почему ему удается снимать фильм за фильмом, что служит источником вдохновения?

Статья в тему:  Можно ли плавать в бассейне с кистой яичника

Озон ищет ответ в собственном отражении, которое, как известно, редко совпадает с нашим представлением о нас самих. Отражением молодого французского режиссера на зеркальной глади «Бассейна» служит «другой» — пожилая английская писательница с набором типичных ожидаемых характеристик: одинокая, чопорная, нелюдимая, живущая по строгому режиму, видно, не бывавшая замужем (в Лондоне она живет с матерью). Озон, постановщик «8 женщин», между прочим, не скрывает, что предпочитает работать с женщинами, потому что они, в отличие от мужчин, не боятся и не стесняются проявить свою природу. А ведь природа — это не только невинность и чистота, но и грязь, отходы, иначе говоря — органическая жизнь. Поверхность воды в бассейне спокойна, однако, погружаясь на глубину, отражение деформируется, приобретая все более неузнаваемые, все более неожиданные для наблюдателя черты.

Экспозиция фильма — темная, грязная вода Темзы, не отражающая ничего. На берегах этой реки Сара Мортон, уставшая от славы и литературной поденщины, «теряет себя». Пассажирка в вагоне метро, читающая ее книжку, узнает в сидящей напротив Саре автора книги и обращается к ней с восторженными словами. «Я не тот человек, за которого вы меня принимаете», — недовольно отвечает Сара. Но какой же она человек? Вот в чем вопрос. Стало общим местом посылать потерянного англичанина в поисках себя под яркое солнце Италии или французского юга. Издатель, желая помочь своей курочке, несущей золотые яйца, предоставляет в распоряжение Сары уединенную виллу на Ривьере, обещая тишину и покой. Теплое солнце сразу заставляет Сару оттаять — она начинает улыбаться, ласково беседовать с молодым официантом в маленьком кафе и сразу берется за компьютер, мгновенно преодолев творческий кризис. Но это не значит, что она «обрела себя». Пока обнаруживается только знакомое отражение на глади воды. Погружение и узнавание себя через неузнавание еще впереди. В «Под песком» Озон показал себя как искусный манипулятор, умеющий при помощи уникального свойства кино незаметно переходить из реальности материальной в воображаемую, фантазийную, из чего и рождается мистическое обаяние фильма, тайна, которая не дает отрешиться от него, не позволяет легко забыть. Вот и теперь Озон вовлекает нас в свою игру, предоставляя гадать, кто такая появившаяся на вилле Жюли — дочь издателя, за которую себя выдает, полубезумная авантюристка или плод воображения романистки? Так или иначе, именно она — инструмент, с помощью которого Саре предстоит узнать, какова же на самом деле она сама. «Вы пишете о всяких грязных вещах, не осмеливаясь на них в жизни», — говорит Жюли Саре. И той выпадает случай поучаствовать в одном из происшествий, на которых она набила руку за компьютером, но в которые действительно раньше никогда бы не решилась впутаться.

Статья в тему:  Как работает термальный бассейн в карловых варах

Загадки начинаются в ту ночь, когда Сара ложится спать, но встает, услышав какой-то шум. Успела ли она уснуть и все дальнейшее ей лишь пригрезилось? Или это в самом деле было вторжение в ее размеренную жизнь юной хулиганки-француженки? В любом случае, в финале, когда обновленная Сара вернулась в родной Лондон, мы видим настоящую дочку издателя, ничуть не похожую на ту хорошенькую девицу, которая заставила Сару обратить очи вовнутрь. К тому же можно заметить, что всякий раз, как Сара пыталась поговорить по телефону с издателем, ее с ним по разным причинам не соединяли, так что достоверно подтвердить личность Жюли во время пребывания на вилле он не мог.

Поначалу Жюли страшно раздражает Сару своей безалаберностью (оставляет грязную посуду на кухонном столе), бесстыдством (купается голой в бассейне) и беспорядочными связями с мужчинами (приводит их в дом на ночь). Но незаметно для себя Сара из вуайера (она подглядывает за Жюли из окна своей комнаты или с веранды) превращается в участницу событий. Она выходит из привычной роли наблюдателя, но вначале делает это, оставаясь по преимуществу писательницей.

Прежде всего Сара «утилизует» присутствие Жюли, выкрав ее дневник и переписывая его страница за страницей в компьютер, то есть делая девушку персонажем своего нового романа. Узнав об этом, Жюли ведет себя странно: она ничем не обнаруживает, что заметила пропажу, однако оставляет знак — возвращает на место крест, висевший над изголовьем кровати Сары, который англичанка сразу по приезде сняла и сунула в комод. По-видимому, поведение Жюли означает, что ей нравится такой поворот событий и она не прочь сблизиться с Сарой, став ее персонажем. Связующим звеном двух диаметрально противоположных по характеру женщин становится мужчина — официант Франк с фатоватыми усами. «Грехопадение» Сары совершается в тот момент, когда, подталкиваемая Жюли, она идет танцевать с Франком. Неуклюже, не в такт двигаясь, она явно ощущает удовольствие, оказавшись во время танца в мужских объятиях. Озон не без иронии показывает и то, как вослед Жюли Сара совершает и грешок чревоугодия. Прокравшись ночью к холодильнику, она, довольствовавшаяся обезжиренным йогуртом, тайком лакомится копченой колбасой и фуа-гра, закупленными соседкой.

Статья в тему:  Как подключить циркуляционный насос к бассейну

Но крепче всего связывает двух женщин преступление. Почти пародийное, как будто взятое из романа Сары Мортон преступление — убийство из ревности на кромке бассейна. Франк, видимо, имевший склонность к дамам среднего возраста, пренебрегает соблазнами Жюли и получает от нее булыжником по голове. Быстренько расследовав — в духе своих героинь — преступление, Сара, которая так негодовала по поводу грязной посуды, купанья ню и мужиков в постели Жюли, без тени упрека, с энтузиазмом берется помочь ей скрыть улики. Это самый вдохновенный момент в экранной жизни Сары — таких горящих глаз мы ни разу не видели у нее во время работы. С лихорадочным задором, с явным азартом она орудует киркой, закапывая окровавленный труп. Более того, когда старенький Марсель, незаменимый помощник по хозяйству, вдруг с подозрением приглядывается к свежевскопанной земле, Сара, как зверек, отвлекающий на себя внимание от детеныша, обнажает грудь, заманивая Марселя к себе в постель.

Теперь вся программа «грязных вещей» выполнена. Более того, написан роман, причем совершенно не похожий на ту макулатуру, которой Сара пробавлялась раньше. Дремавшие в ней демоны вышли наружу; чистая вода бассейна смыла «случайные черты». А мы получили еще одно свидетельство того, из какого «сора» рождается литература.

Увидев в приемной издательства некрасивую толстушку с зубными скобками, которая оказывается подлинной дочерью издателя, Сара смотрит на нее через стекло двери, как сквозь невидимую преграду, которая всегда будет отделять ее от этой незнакомой, чужой девицы. На это реальное видение наслаивается фантазия-воспоминание: Жюли у кромки бассейна ласково машет рукой Саре. Две совсем разные по виду женщины, одну из которых играет Шарлотта Рэмплинг, а другую Людивин Санье, «на глубине» — зеркальные двойники, избавившиеся от лишнего третьего, заговорщики, которые обречены существовать в замкнутом пространстве, символизируемом прямоугольником бассейна, погруженные в нарциссическое удовольствие обнаружения себя в другом.

Статья в тему:  Какая вода в бассейнах турции

“Бассейн” (2003) – вымысел или реальность?

Сара Мортон живет в Лондоне с отцом и вобрала в себя все черты стереотипной англичанки, включая чопорность и снобизм. Она успешная писательница, пишущая серию популярных детективов, но у нее небольшой творческий кризис и издатель Сары дает ей возможность отдохнуть в его доме на Юге Франции. Сара начинает снова писать, но в один день к ней в гости заявляется Жюли – дочь Джона. Жюли начинает устраивать вечеринки и Сару это раздражает. Но ведь противоположности притягиваются, не так ли?

Если честно, у меня был не очень хороший опыт знакомства с Франсуа Озоном. «Под песком» меня не очень впечатлил, «8 женщин» я смотрел очень давно и на прошлой неделе я посмотрел «Молода и прекрасна» – по-моему, неплохой, но не особо выдающийся фильм. Первая половина «Бассейна» не произвела на меня особого впечатления, но потом фильм стал намного лучше. Почему?

Кем же является хороший писатель? Мастером слога? Умелым исследователем чужой натуры? Да, но есть еще одна важная черта, присущая хорошим писателем – они должны быть умелыми ворами. Они должны уметь воровать чужие истории и интегрировать в свои произведения. Писатель может тихонько умыкнуть дневник посторонней девушки и использовать его в качестве базиса для своей будущей книги.

Поначалу, практически все писатели используют личный опыт, чтобы писать свои книги. Затем, писатель, набравшись опыта, уже начинает использовать опыт окружающих и если он это делает умело, то он уже может претендовать на лавры великого писателя. Все же писатель должен уметь пропускать через себя чужой опыт, чтобы его творчество не выглядело фальшивым (вспомните Гюстава Флобера, штудировавшего работы по мышьяку, чтобы правдоподобно описать сцену отравления Эммы Бовари).

Франсуа Озон хорошо изображает внутренний мир писательницы, уставшей от написания книг про одного и того же персонажа. Несмотря на это, она является заложницей общественного мнения и вынуждена идти по кругу. Все же встреча с противоположностью позволяет ей выйти из «зоны комфорта» и найти новый источник вдохновения. В ходе обретения вдохновения она вспоминает, что жила в «Свингующем Лондоне и, одновременно, вокруг нее начинают происходить странные вещи.

Статья в тему:  Почему после бассейна слабость

Какой-то писатель сказал (не ручаюсь за точность цитаты), что «лучшими жизнями являются те, которые мы выдумываем». Во второй половине фильма Франсуа Озон начинает реализовывать эту непреложную аксиому писательской жизни. В этой связи зрителю становится непонятно – является ли все происходящее на экране лишь плодом разыгравшегося воображения писательницы? Ответ на этот вопрос целиком зависит от Вас.

«Бассейн» – фильм, первая половина которого может вызывать зевоту, но если Вы досидите до второй половины, то Вы получите огромное удовольствие от просмотра. Однозначно рекомендую для просмотра.

arbodhy

arbodhy

Рецензия на фильм Франсуа Озона “Бассейн” (2003)

Неожиданно стильная, изящная и сексуальная головоломка от знаменитого француза, у которого вкус к эротике обычно слегка хромает.

Чопорная английская писательница детективов Сара Мортон (Шарлотта Ремплинг), сколотившая состояние на своем персонаже Дорвелле, чьим именем впору называть породу собак, приезжает погостить на виллу к своему издателю Джону. Когда творческий кризис, казалось бы, миновал, и родились на свет первые строчки нового романа, в ночи является нимфа со сногсшибательной грудью и распущенным поведением. Между Жюли (Людивин Санье), внебрачной дочерью Джона, и Сарой сразу же возникает напряжение. Каникулы английской аристократки идут коту под хвост, а ветреная француженка каждую ночь таскает новых кавалеров, чем бередит нервы и затухающую чувственность своей соседки. Вместе с тем, Жюли подкидывает Саре пару идей и даже больше, становится источником вдохновения, а потом и вовсе, помогает писательнице детективов почувствовать себя в роли сыщика и даже соучастника преступления. Хотелось бы сказать Саре: «дожила, милочка, все мысли материальны», но хитрый Озон все выставляет так, что не скажешь наверняка, что было в этой детективной истории правдой, а что лишь плодом фантазии его героини.

Первый англоязычный фильм месье Озона сразу же бросается в глаза изменением стиля режиссера. Экспрессивный ранее, он начинает двигаться в сторону реализма, и все безумства загонять в подкорку мозга своих героев. Мирные вакации двух дам омрачаются лишь короткими стычками, наполненными взаимной неприязнью. В остальном, быт особняка по-летнему нетороплив. Женщины купаются в бассейне, обедают, Сара пишет книгу, Жюли ублажает очередного пузатого товарища. Ничего сверхъестественного не происходит, и чтобы разглядеть надвигающуюся бурю следует пристально приглядеться к мелочам, выдающим характеры двух героинь.

Роскошный тандем из гранд-дамы британского кино Шарлотты Ремплинг и молодой Людивин Санье ничуть не уступает предыдущему ансамблю лучших французских актрис в «8 женщинах». С перманентно кислого лица Сары Мортон можно считать все ее недовольства, страхи, комплексы и восхищения пышущей молодостью и либидозным здоровьем Жюли. Девушка ее одновременно и раздражает и притягивает к себе ее внимание — чаще всего Сару можно заметить за какой-нибудь занавеской, из-за которой она подглядывает за своей сожительницей. Жюли наоборот меньше всего интересуется жизнь английской писательницы. Та действительно причиняет ей лишь беспокойство. Старуха молчит, но явно еле удерживает морализаторские наставления, когда выпроваживает очередного ухажера Жюли. А так, как чаще всего девушка выбирает себе мужчин постарше, то рано или поздно кто-то из них начинает обращать внимание и на Сару. Тогда, помимо неприязни, подключается и соперничество, потому что даже в условные пятьдесят страстность и эротика в человеке не перегорают, пусть люди и не могут похвастаться роскошным телом (любопытны, кстати, кадры полностью обнаженной Шарлотты Ремплинг — 58 лет). Взаимодействие двух женщин рано или поздно превращается во взаимозависимость, что никоим образом в фильме официально не объявляется. И каким-то непостижимым образом «Бассейн» начинает держать в напряжении, а под конец и вовсе заставляет остолбенеть и перемотать все кадры от начала и до конца.

Статья в тему:  Группа школьников пришла в бассейн в котором 4 дорожки для плавания тренер

То, что читается в глазах героинь, то и есть содержание фильма, а в глазах у них сексуальность, пускай у одной и избыточная, а у другой в силу возраста подавленная, взаимное любопытство и материнское-дочернее притяжение и отталкивание. «Бассейн» — это танец внутренних миров двух женщин, очень разных, но по своей природе очень похожих. И то, как месье Озон это обыгрывает, превращает «Бассейн» в один из его наиболее удачных и изящных фильмов.

Женщины, преступления, кровь, любовь — все лишь одна сторона медали, а «Бассейн» ведь еще и о муках творчества. О том процессе, когда реальность в сознании автора преломляется в любопытный сюжет, где уже эту реальность не отличить от особенностей автора. Большой поклонник творчества Линча, Франсуа Озон, попытался в форме головоломки поведать о своих профессиональных секретах, а может просто проанализировать сам процесс создания истории. В любом случае, филигранно выполненный «Бассейн» собрал 22 миллиона долларов, что достаточно много для европейского кино и утвердил месье Озона в статусе мастера и главного во Франции. С чем его и поздравляем. А когда, наконец, разберемся в хитросплетениях фильма, мы можем расслабиться и полюбоваться глазами и грудью Людивин Санье, которая еще в «8 женщинах» играла малопривлекательную пацанку, а в «Бассейне» превратилась в секс-бомбу массвого поражения.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: