Как научить ребенка не боятся бассейна
Что делать, если ребенок боится воды?
Учиться плавать – это удовольствие. И привилегия взрослого открыть эту радость для ребека. Ребенок должен захотеть в воду сам. Как это сделать?
Большие дела делаются медленно
Первое – набраться терпения. В воспитании любви к водным процедуром важно не переусердствовать и не передавить. Оцените, сколько времени вы готовы плавно подводить ребенка к купанию в бассейне или реке. Если раньше в режиме жизни ребенка не было бассейна или постоянного купания, вводите его медленно. Выделите один (. ) день в неделю, когда вы занимаетесь этим процессом. И держите такой темп месяц. При этом, каждую неделю, оценивайте не прогресс, а нет ли регресса.
Важно на медленной скорости помочь ребенку почувствовать доверие к воде, безопасность, затем интерес и понимание правил поведения на воде и желание научиться плавать.
Если через месяц ситуация меняется в лучшую сторону, спросите у ребенка – хочет ли он добавить еще воды в свою жизнь? Прислушайтесь к ответу, и держите темп подстраиваясь под ребенка.
Важно – не передавить!
Если ребенка не услышать, а пытаться заставить его преодолеть страх насильно, ничего хорошего не будет – ребенок вслух может не противиться, но начнет болеть – например ЛОР-заболевания, или энурез, или тревожный сон ночью. И от воды все равно придется отказаться. Поэтому постарайтесь относиться к своему ребенку бережно, помогая адаптироваться в воде медленно, постепенно. Здесь каждый медленный шаг вперед помогает приблизиться к цели.
Пример взрослого.
Итак, работаем “издалека”. Больше всего ребенок доверяет родителям и логично, если в воде или около нее ребенок безопаснее всего чувствует себя с родителем. Если ребенок будет знать, что мама или папа или другие близкие ходят в бассейн два раза в неделю, у него перед глазами будет пример человека который воды не боится. Тогда в семье можно говорить про то, что “сегодня вторник и мама пойдет в бассейн потому что любит плавать” и вообще, для нашей семьи “плескаться в воде нормально”. Важно чтобы ребенок просто слышал и видел пример. Не надо говорить ” ты тоже научишься, ты тоже полюбишь”. Остановитесь, а то получится передавливание.
Взять ребенка с собой в бассейн.
В один из дней, можно спросить ” А не хочет ли кто-нибудь сходить со мной в бассейн? Там так здорово, можно плавать на спасательном круге и после бассейна пить молочный коктейль.” Вместо молочного коктейля можно вставить любой другой устраивающий вас бонус для ребенка, ради которого он захочет пойти. Пока речь идет о “заманивании” на территорию с водой. В Москве детей можно взять с собой в обычный бассейн с 5 лет (Битца).
Если ребенок боится воды – лучше если с ним будут заниматься индивидуально. Или родители, или тренер. Подождите с групповыми занятиями – дайте ребенку время на адаптацию и накопление навыков, которые помогут быть ему успешным в группе.
Стыд, Страх и Адаптация
То есть если ребенок достаточно взрослый чтобы уметь испытывать стыд о том что боится воды – в группе меньше шансов, что он все-таки в воду пойдет.
Дети начинают испытывать стыд уже в более старшем возрасте, когда сами начинают понимать что такое хорошо и плохо – после 5-7 лет. До этого возраста что такое хорошо и плохо рассказывают родители.
Но если ребенок маленький, и бассейн в детском саду, куда ходит вся группа – это правило не работает. В детском саду бассейн теплый и мелкий – детям по колено, и обычно чередуется с сухим бассейном из шариков, поэтому детям проще чувствовать безопасность.
Не акцентировать внимание на страхе воды. Есть воронка травмы и воронка выздоровления. Так вот, если специально муссировать тему страха, то воронка травмы – воронка страха увеличится. Поэтому задача родителей поддерживать воронку выздоровления и преподнести купание ребенку с такой стороны, чтобы малыш сам захотел плавать и просил родителей об этом.
При этом, про страх воды помнит мама, но вслух говорит о том что здорово купить в ванну резиновый коврик (тема около воды), вслух говорит про красоту коврика, смещая акцент на его яркость и привлекательность, тем самым простраивая комфорт и безопасность. Как только ребенок заинтересуется ковриком, важно рассказать что коврик еще нужен для того, чтобы не скользить.
Будьте начеку. Если вы знаете что ребенок боится или боялся воды, держите его в поле внимания. Даже если все в порядке, и ребенок начал тянуться к водоему, будьте готовы его подстраховать и незаметно контролируйте время, которое он проводит в воде или около нее. Дозируйте – 15 минут у воды, затем отдых рядом с вами. При помощи такого распределения, вы сможете контролировать процесс создания интереса к воде – ведь создается ощущение “дефицита” времени, которое можно быть около воды. Со временем, ребенок начнет упрашивать “мама, можно я поиграю подольше”. Здесь можно немного подыграть ребенку – и разрешить еще минуточку, а потом отдохнуть и попозже еще подойти к воде.
Позитивный образ воды.
Время лета – время песочных замков, рвов с водой и храбрых рыцарей, которые отправляются в дальнее плавание чтобы завоевать руку принцессы – используйте сказкотерапию, для того чтобы создать хороший настрой по отношению к плаванию. Придумайте рассказ как рыцарь боялся воды – у него была причина – он боялся что доспехи намокнут и заржавеют.
Произойдет процесс перенесения – страх всегда конкретен и если бояться стыдно, то тревога не позволяет понять – чего ребенок боится. Мы легализуем объяснение причины страха у рыцаря и тогда ребенку будет проще локализовать чего именно он боится в воде – например беспомощности, не умеет плавать и боится что не удержится на дне и упадет. Или холодной воды – от холода немеют руки и ноги. Или стыда перед сверстниками – “Такой большой”, а плавать не умеет. Переберите с ребенком возможные причины – почему рыцарь боится воды, пусть ребенок сам предложит чего рыцарь боится.
После этого помогите придумать ему как справиться со страхом. Если боится холодной воды – предложите долить в озеро воды из чайника, если стыдно перед другими рыцарями, что не умеет плавать – предложите вариант “волшебного помощника” , который ночью при свете луны учит рыцаря плавать и волшебным образом помогает ему попасть к принцессе. При этом процесс “переплывания” озера может длиться от 2 секунд – главное чтобы рыцарь преодолел препятствие и ребенок получил опыт преодоления страха на примере выдуманного персонажа, но вместе с вами.
Помните, что в бассейне температура воды холоднее – холоднее чем дома или в аквапарке. Ребенка нужно об этом предупредить. И провести позитивную аналогию – вода такая же как на речке у бабушки.
Используйте технику сброса психоэмоционального напряжения у ребенка.
Это упражнение поможет снять скованность и тревогу в любом возрасте, поможет скинуть лишнее раздражение и у взрослых и у детей. Инструкция ребенку: Мы сейчас с тобой будем делать упражнение. Я буду рассказывать тебе сказку и показывать задания. А ты повторяй за мной. И если захочешь, можешь помогать мне придумывать. Я тебе скажу когда можно, хорошо?
Упражнение выполняется на полу. Разложите коврик или одело, чтобы было удобно. Сядьте на колени, ребенок напротив вас – он повторяет за вами движения. А вы рассказываете ему присказку, например “принц поскакал на коне к замку принцессы и увидел озеро. Поднять руки над головой и протянуть УУУУУУУУУУУ, какое большое озеро – подумал принц. Затем руки в расставить в стороны – ААААААААААА, какое же широкое, как же его перейти, подумал принц. УУУУУУУУУ, что же мне делать, как помочь? Затем поднять правую руку над головой, с силой бахнуть ею по коврику рядом с собой, сопровождая громким словом: БАХ. Затем поднять левую руку и бахнуть ей по коврику.
Упражение повторить несколько раз, и затем спросить у ребенка: что же ему делать? Пусть придумывает. Наберитесь терпения и выслушайте самую фантастичную версию развития событий. Если ребенок не может придумать сам, придумайте вместе несколько удачных вариантов решения проблемы.
Попозже вместо коврика можно БАХать по воде, например играя в ванной.
Предупрежден, значит вооружен или возможные ньюансы:
Кстати, у детей 5-6 лет обостряется страх смерти, и поэтому не пугайтесь если принц случайно “утонет” или с ним произойдет еще какая-то неприятность – некоторые дети таким образом провоцируют родителей на разговор “что же будет после смерти”. У каждой медали две стороны. Обостряется страх смерти, а с другой стороны обостряется ценность жизни. И мы, как родители, поддерживаем именно этот полюс – ценность жизни и ценность сохранения ее.
Дельфинчик поможет
Возьмите разноцветный симпатичный носок или лучше гольф и оденьте себе на руку – это дельфинчик. Дельфинчик очень добрый, он живет в воде и очень любит дружить и смеяться. И приглашает ребенка поиграть в воде.
Дельфинчик приплывает в ванной, в тазике – и смешит ребенка, одновременно поддерживая буквально – физически помогая опираться на вашу руку – дельфинчика, когда ребенок плещется в ванной – например, когда вы его катаете, дельфинчик бережет голову и помогает затормозить.
Дельфинчик – это защитник, который всегда приплывет на помощь. Он может иметь какие угодно возможности и волшебные средства дшля того, чтобы помочь ребенку. С ним можно советоваться и спорить, он сможет помочь, объяснить, утешить.
Устроить игры с водой дома. Можно поставить тазик с водой, и позволить ребенку играть в нем с игрушками. Попробуйте организовать пространство так, чтобы ребенок мог плескаться и веселиться от души. А вы не переживали за мебель и ламинат. Идеально сделать это в той комнате, где есть гидроизоляция или можно поставить надувной бассейн, а во внутрь тазик с водой – тогда ваш пол останется сухим. Можно использовать тазик с водой как волебольное кольцо – бросать в воду колобки из пластилина, или комочки бумаги. Так кроме сброса психоэмоционального напряжения и воспитания интереса к играм с водой, вы поможете ребенку развить умение наблюдать и исследовать разные свойства воды – что тонет, что не тонет.
Осторожно: в процессе организации детских игр постарайтесь не переутомиться. Играйте так, как вам хочется самой, опираясь на свой детский опыт и то, что вам нравилось в детстве и интересно сейчас. Попробуйте играть спонтанно и получая удовольствие от процесса. Ребенок это почувствует.
Такие игры организационно, временно и энергозатратны. Поэтому хорошо ввести правило – играть так 1 раз в неделю. Лучше завести “волшебный чемоданчик”, в который можно заглядывать только 1 раз в неделю, а всю остальную неделю трогать нельзя. Тогда ребенок будет ждать целую неделю, чтобы поиграть с водой. Идеально, со временем, ребенок сам будет напоминать “Мама, а ты помнишь, что у нас игры с водой в субботу утром пока папа спит”.
Ютьюб в помощь
Не секрет, что наши дети на планшетах и мобильных смотрят ютьюб каналы о том как играют другие дети. Предложите ребенку завести свой канал. Но договоритесь заранее, на берегу, что этот канал будет про игры с водой. Повторюсь, акцентируем внимание не на играх, на создании ролика, про страх упоминаем только косвенно.
Название каналу, придумайте вместе. Мои дети, например назвали бы “TV SHOW WATER” или какие-нибудь “БИТВЫ МОНСТРОВ НА ВОДЕ”. Самое интересное, дети начинают сами интересоваться темой – и искать похожие ютьюб каналы у других людей. Так появляется знакомство с опытом других людей, и это тоже ценно.
Вода и цель родителей
Часто желание родителей быстро приучить ребенка к воде связано с желанием отдать ребенка в спорт и удовлетворить свои амбиции в плане воспитания ребенка. Спорт, это безусловно хорошо. Но взвешивая свои силы и затраты по преодолению страха сейчас, подумайте – оправдается ли это в будущем?
Кажется, что работа родителей по воспитанию любви к спорту – проста и понятна – выбрать кружок с хорошим тренером, отвести, привезти, следить за графиком и за здоровьем ребенка. Но есть еще такая вещь как долгосрочное планирование – как долго ваш ребенок будет в вашем спорте и как этот спорт будет приблизительно вписываться в жизнь дальше. Это понимание важно чтобы знать – ради чего нужно быстро преодолевать страх воды. Ради года в бассейне? Ради карьеры в спорте? Ради здоровья? Каждая из этих целей звучит по разному и пути движения к каждой из них – разные. Важно, чтобы родители понимали как звучит их цель – “Ради чего нужно преодолеть страх” и двигались именно к ней, не решая попутно тысячи других проблем.
Если цель – карьера, то давайте попробуем оценить какие вложения нужны – временные, денежные, образовательные, по здоровью.
Так, на водном поло мальчишкам хорошо до школы – занятия 3 раза в неделю, с тренером, соревнования, награды – все как надо. Но с возраста 7-8 лет тренировки становятся чаще и начинаются до школы – в 7 утра. Попробуйте оценить свои силы – готовы ли вы будете возить ребенка к 7 утра в бассейн, а потом везти в школу и нагонять пропущенное в школе? Такой график был в нашей секции, пожалуйста проясните четкий график – как будет в вашей секции, сможете ли вы совмещать это со школой?
Стоит ли это того, что вы пытаетесь быстро заставить ребенка зайти в воду? На сколько лет эта история? Если спорт важен, рассмариваете ли вы варианты – сначала занятия с тренером индивидуально, а потом ввод ребенка в группу.
У синхронных гимнасток нагрузок и тренировок больше чем у вотерполистов, их мамы “живут” в бассейне.
Цель “Ради здоровья” позволяет почувствовать себя свободнее и помогает родителям действовать так как им удобно – брать ребенка с собой в бассейн, организовывать пикники на речке, играть возле мелкого бассейна, переодически поливая ребека водой от жары, и действовать так, как вы сами видите внешне – ребенку хорошо и в удовольствие. Рано или поздно, ребенок сам зайдет в воду и почувствует радость от купания.
Как научить ребенка плавать? Советы известного тренера
В начале учебного года многие родители записывают детей в бассейн. Но иногда ребенок боится воды и не хочет учиться плавать. Стоит ли заставлять? Могут ли родители сами научить ребенка держаться на воде? На вопросы отвечает кандидат в мастера спорта, старший тренер в «Центре обучения плаванию Пингвин» Александр Брилевский.
В каком возрасте научить ребенка плавать проще всего?
Оптимальный возраст для обучения плаванию — 4 года. С этого момента у ребенка появляется более-менее устойчивое внимание. Дети хорошо усваивают базовые навыки через сюжетно-ролевые игры, активно формируются органы дыхания, мелкие мышцы начинают активно развиваться, поэтому можно постепенно включать сложные координационные движения.
Ребенок боится воды. Как убрать этот страх?
В таких случаях обучать детей нужно очень аккуратно. У многих вода пробуждает инстинкт самосохранения, который и затрудняет процесс обучения. В такой ситуации нужно показать ребенку, что вода при правильных действиях ему не навредит. Чтобы вызвать интерес, нужно начинать с игр в воде. Тогда на смену панике и страху придут позитивные эмоции. Если ребенок все равно отказывается подходить к воде, играйте возле бортика бассейна — поливайте друг друга водой, брызгайтесь, пока ребенок не станет смелее. Только потом можно опускаться в воду. Обучаться плаванию детям, которые изначально боятся воды, лучше в бассейне, где глубина совсем небольшая: чуть выше пояса, чтобы ребенок мог уверенно стоять на ногах.
Ребенок хочет плавать, но не понимает как. Что делать?
Есть определенная схема обучения плаванию:
1. Адаптация к водной среде (ходьба, бег, прыжки, сбор плавучих предметов в корзину, преодоление препятствий на пути).
2. Погружение под воду (выполнение простого задания под водой, подъем предмета со дна не менее двух раз подряд)
3. Всплытие на задержке дыхания за счет своей плавучести.
4. Различные лежания на воде (звездочка, солдатик, стрелочка, супермен, поплавок, медуза).
5. Скольжение по воде. 6. Выдохи (лучше обучать правильному выдоху в воду, вдох-рот и выдох-нос).
7. Плавательные навыки (работа ног и рук по отдельности). Мы учим плавать детей, в первую очередь, на задержке дыхания, чтобы они уверенно могли проплыть 5-7 метров в согласовании работы ног и рук. Также учим плавать на спине. Лежа на спине, ребенку легче держаться на плаву.
Нужно ли страховать ребенка?
Сначала разрешите ребенку самому держаться за бортик. Когда будете выполнять передвижения в воде (ходьбу, бег, прыжки), то держите его за руку. Затем дайте ребенку задания, в которых будут задействованы две руки. Но сами находитесь от него на расстоянии вытянутой руки, чтобы в случае, если он оступится, могли подхватить его.
Далее в зависимости от упражнения или игры страхуйте ребенка руками за подмышки, бока, живот, спину, шею и голову. Постепенно ослабевайте силу своей страховки и ее площадь. То есть если держали всей ладонью за спину, можно поддерживать двумя пальцами и страховать точечно: пять секунд подержали, на одну секунду отпустили и сразу вернули страховку на пять секунд. Постепенно уменьшайте время страховки и увеличивайте нахождение ребенка в воде без опоры.
Можно ли использовать плавсредства (нарукавники, надувной круг) или они только мешают?
Для обучения плаванию не нужны никакие плавательные средства, потому что они могут неправильно воздействовать на нужные группы мышц. Например, круг формирует вертикальное положение тела в воде, а оно должно быть горизонтальным.
Нарукавники можно использовать, но недолго. С ними может искажаться техника и центр тяжести. Мы обычно берем нудлы и доски. Они не сковывают движения в воде, ребенок может свободно перемещаться и выполнять подводящие упражнения как на спине, так и на животе. Еще советую использовать специальный пояс для плавания, который дает возможность поддерживать горизонтальное положение в воде и естественный центр тяжести.
Если ребенок не хочет учиться плавать, надо ли настаивать?
Да, многие дети не хотят ходить в бассейн. На это есть свои причины. Дети могут по-другому представлять занятия, упражнения, игры и т.д. Если это не соответствуют их ожиданиям, то и интерес к обучению плаванию может пропасть и даже не появиться. Ребенок может бояться чужака-тренера, обстановки в бассейне, шума, к которому он не привык.
Решения таких трудностей бывают разные. До занятия настройте ребенка на положительные эмоции. Во время плавания общайтесь и на другие интересующие его темы: мультики, игрушки, сказки, песни и т. д. Расспрашивайте обо всем, хвалите и поощряйте.
О чем забывают родители, когда обучают детей плавать?
Могу сказать, что часто родители неправильно оценивают возможности своего ребенка, не прислушиваются к нему и не слышат его, могут повышать голос или упрекать детей в том, что у них «что-то не получается», игнорируют его страхи, вешают на ребенка ярлыки («какой ты у меня трусишка», «ничего не можешь»), используют много плавательных средств, не делают перерывов на игру, а постоянно требуют выполнять монотонные упражнения.
Помните, что дети лучше всего обучаются новому в процессе игры. Используйте это.
Как помочь ребенку преодолеть страх воды: 5 важных советов накануне отдыха на море
Пока одни непоседы на пляже напоминают веселых рыбок, другие закатывают скандалы при любой попытке подвести их к мягким волнам, лижущим гальки и песок. Планируя отпуск на море всей семьей, вы наверняка думаете не только о путевке и сборе чемоданов, но и о том, что сын или дочка будут обделены целительным общением с большой водой, если проявят страх перед ней. Можно ли с этим страхом справиться? В большинстве ситуаций – да.
Предлагайте игры с водой
Во флотоводцев, как правило, с удовольствием играют не только мальчики, но и девочки, даже если «флот» состоит из трех корабликов и пары резиновых утят, а «морем» является набранная ванна или таз для белья. Точно так же и мыть посуду, подражая маме, хотят не только дочки, но и сыновья. Если даете ребенку посуду не игрушечную, а настоящую, то пусть она будет пластиковой, чтобы малыш не поранился. Можно ставить и «опыты», переливая воду в емкости разного объема.
Изучайте водный мир
Об обитателях морей и океанов, о течениях, солености, оттенках воды, причинах приливов и отливов и тому подобном есть немало хороших научно-популярных детских книжек, читайте их ребенку, просматривайте иллюстрации, обсуждайте узнанное. Если в вашем городе есть океанариум, террариум, да даже торговый центр или зоомагазин с большим аквариумом, за жителями которого можно наблюдать, посещайте эти места, задавайте вопросы специалистам. А потом можно попросить сына или дочку нарисовать увиденное и рассказать, кого он «поселил» на своей картинке.
Запишите кроху в бассейн
Семейные походы в бассейн или аквапарк по выходным – хорошая традиция. Еще больше пользы принесут ребенку регулярные занятия с профессиональным тренером по плаванию, индивидуальные или в группе. Под присмотром опытного наставника сын или дочка научится держаться на воде лучше, чем многие взрослые, освоит правильное дыхание при плавании, да и на общее физическое развитие и психику малыша такая нагрузка влияет гармонично и благотворно. Полноценное обучение плаванию начинают, как правило, в 6 лет.
Приучайте к большой воде постепенно
Ни мысленно, ни вслух не сравнивайте свое чадо, какого бы возраста оно ни было, с детьми других отдыхающих, резвящимися в воде, как дельфины; не дразните и не высмеивайте «трусишку». Гуляйте с отпрыском по пляжу, собирайте красивые ракушки и камушки, наблюдайте за птицами, разглядывайте юрких рыбок на прозрачном мелководье, окунайте в прилив ладони. С согласия ребенка заходите с ним в воду сначала по стопы или по щиколотки, спустя пару дней – по колено или даже по пояс (сына или дочки, не ваш), если боязнь малыша перед водной стихией уменьшилась. А главное, не оставляйте его в воде одного, дайте понять, что вы всегда рядом.
Используйте плавсредства
Бабушки и дедушки любят рассказывать, как их учили плавать: толкнули в воду, и все. Мол, инстинкт самосохранения включился и заставил барахтаться, чтобы добраться до берега. Но после такой суровой «школы» многие плохо плавают всю жизнь, боятся нырять, предпочитают бассейны естественным водоемам. Пока ребенок не умеет держаться на воде самостоятельно, страхуйте его надувными плавсредствами – нарукавниками, жилетом, матрасом, кругом. Мяч для этого не годится, слишком сложно его удержать, когда он мокрый.
Комментарий эксперта
Знакомя ребенка с бассейном, родители должны учитывать два момента, – поясняет Максимилиан Бакиров, психолог, конфликтолог. – Первый: ребенок не может бояться воды по той простой причине, что девять месяцев до рождения жил в мамином животе в околоплодных водах. Жидкость – нормальная, привычная среда обитания для нас. Второй: если у сына или дочки все-таки есть паническая боязнь воды, то своими силами исправить ситуацию будет сложно, нужна поддержка специалиста.
Вызвать сильный страх воды у ребенка могло, например, то, что однажды во время купания в ванне он захлебнулся, а вы этого могли даже не заметить, не понять, сочли, что он просто закашлялся и потому разрыдался. Вы думали, что все в порядке, а малыш этот травмирующий опыт запомнил. Еще вариант: случился перепад температуры воды, что не редкость у наших коммунальщиков, и из горячего крана пошел ну просто кипяток, из-за чего вы нечаянно обожгли ребенка. Серьезного ожога, к счастью, не было, вы не придали случившемуся значения, а у крохи на подсознательном уровне отложилось: вода – это опасность!
А если вы приезжаете с ребенком на море первый раз и он находится в напряжении из-за новой, непонятной обстановки, не поступайте, как многие родители: не тащите чадо в воду принудительно, пусть даже на руках. Не надо его окунать, поднимать на руках над водой, обрызгивать – не надо этого делать. Идеальный вариант – не акцентировать внимание ребенка на большой воде. Пришли на пляж, комфортно расположились, отдыхаем и спокойно рассказываем сыну или дочке, что вокруг: «Это песок. Это пальмы. Это море. Сегодня оно тихое, без волн». Пусть чадо смотрит, наблюдает, впитывает новые впечатления и сведения. Не толкайте его в воду, не говорите: «Пойдем в море!», не накручивайте себя, что раз ребенок приехал в теплые края, то ему обязательно надо искупаться, а то и научиться плавать. Пока он должен просто наблюдать за вами: мама сходила искупалась, пока папа с крохой сидел, потом предложила папе – не папе и ребенку! – сходить поплавать, а когда папа вышел из моря, тоже довольный, всей семьей стали строить песочный замок или играть с малышом в его игрушки.
Наблюдайте и вы за ребенком: он сам подойдет к воде, когда будет готов. При этом не пугайте его окриками: «Ой, осторожно, малыш, осторожно!» Конечно, выберите для первого семейного отдыха на море подходящий, безопасный пляж с мелководьем. Кроха подойдет, потрогает воду, отойдет, возьмет с собой игрушку, прогуляется вдоль береговой линии – пусть исследует под вашим присмотром. Не хватайте его с уговорами «Какая теплая водичка!», поддерживайте прежнюю линию поведения: мама говорит, что пошла поплавать, потом папа идет купается. Чадо вы с собой не зовете и не делаете акцент, что сын или дочка должны обязательно побывать в большой воде, ждите, когда он или она попросятся сами. Принуждением, окриками, уговорами родители добиваются обратного: ребенок укрепляется в убеждении, что вода – это страшно, а взрослые хотят его обмануть. Вы: «Ой, не бойся!» Он, бессознательно: «Так, а я должен бояться? Что-то тут не так, надо быть осторожнее».
Как преодолеть страх перед водой: пошаговая программа простых упражнений
Вода – это непривычная для человека среда, потому страх перед ней является естественным, в разумной мере он должен присутствовать у каждого.
Однако часто этот страх является чрезмерно сильным – он не дает не только плавать, но порой и даже заходить в воду. Такой чрезмерный страх уже не несет никакой пользы.
Побороть его можно не психологическими внушениями, а шаг за шагом выполнив ряд заданий. Они не являются какими-либо сложными или страшными, напротив, все достаточно просто.
Ниже мы приводим программу, выполнение которой, надеемся, позволит побороть эту проблему.
Упражнения для того, чтобы привыкнуть к воде
С нашей точки зрения, в качестве первого шага самой оптимальной для этого является программа действий, которую рекомендует тренер по плаванию Денис Тараканов.
Смысл этой программы – привыкнуть к воде и научиться в ней расслабляться.
Оптимальнее всего начинать в очень мелком теплом бассейне – таком, где совсем маленькая глубина, позволяющая сидеть в воде. В случае крайне сильной боязни воды ваша задача – просто сесть в теплую воду и научиться в ней расслабляться.
Не нужно начинать плавать или что-то еще делать – просто привыкните находиться в воде.
Наглядно последовательность действий показана в этом видео:
У вас должно выработаться чувство комфорта и расслабления от пребывания в воде, затем это чувство должно “наскучить” и должно появиться желание сделать следующий шаг.
Если нет возможности делать это упражнение в мелком бассейне, то можно и на берегу озера или моря, но со следующими оговорками:
- У берега должно быть совсем мелко, вода должна быть теплой и приятной.
- Не должно быть волн, пребывание в воде должно быть исключительно комфортным.
Если же поблизости нет ни мелкого бассейна, ни нужного водоема, либо если страх перед ними очень высок, то в качестве “нулевого” шага можно приучать тело не бояться воды дома под душем:
- сначала вода должна литься только на спину;
- затем заводим голову под воду и дышим только ртом – привыкаем к дыханию в воде.
Погружение головы
Следующий шаг – приучить лицо погружаться в воду.
Дело в том, что очень часто страх перед водой связан с боязнью захлебнуться, которую усиливает дискомфорт от попадания воды в нос. У многих людей вызывает неприязнь само погружение в воду с головой.
Поэтому переходим к следующему заданию, которое можно делать даже дома – в ванной, либо с тазиком воды, либо же в бассейне или на открытой воде.
Глаза можно закрыть, но намного лучше – надеть плавательные очки.
Порядок действий:
- Опускаем лицо в воду буквально на пару секунд. Нос руками не затыкаем, но и не дышим.
- Затем поднимаем и в момент подъема делаем резкий выдох носом, чтобы полностью очистить нос, если в него что-то попало.
- Не торопитесь – повторяйте это задание столько раз, сколько требуется. Можете постепенно увеличить длительность опускания в воду.
Если вам некомфортно погружать голову в воду, то можете также попробовать постепенные приседания в воду в бассейне, как показано в этом видео:
Горизонтальное положение тела
Следующий этап – занять полностью горизонтальное положение в воде, с опущенным в воду лицом.
Как и предыдущие, это задание делается полностью на мелкой воде, где глубина вам максимум по колено.
Возьмитесь двумя руками за дно бассейна (или водоема), сделайте вдох и вытяните ноги, чтобы ваше тело лежало в воде, голова была опущена в воду.
Расслабьте шею, расслабьтесь полностью.
Первые движения
Выполняйте все предыдущие шаги до тех пор, пока пребывание в мелкой воде и нахождение носа в воде не будут вызывать у вас неприятных ощущений. На это может уйти от нескольких дней до нескольких месяцев, повторимся: не торопитесь.
Затем следующий шаг – научиться на мелководье лежать на воде с опущенным лицом.
Как в предыдущем упражнении, делаем вдох и ложимся, держась двумя руками за дно. Затем отпускаем одну руку. Спустя несколько таких попыток отпускаем две руки. В конечном итоге, вытягиваем обе руки вперед и лежим лицом в воде.
Научившись лежать в воде, делаем первые движения ногами.
Очень хорошо вся последовательность действий, благодаря которой взрослый, боящийся воды, может быстро научиться плавать, хорошо показана в этом видео:
В дополнение к этому видео, следующий шаг после показанных в нем действий – также научиться выдыхать носом или ртом в воду.
Это можно делать у берега или у бортика бассейна – делаем вдох ртом, опускаем лицо и выдыхаем в воду. Постарайтесь привыкнуть выдыхать носом (выдох ртом требуется при интенсивном спортивном плавании). Более подробно про вдохи, выдохи и правильное дыхание в плавании также читайте в этой статье.
Как избавиться от боязни большой глубины
Если вы научились лежать в воде и хотя бы как-то плыть на мелководье (техника сейчас не важна, даже можно по-собачьи), то у вас уже не должно быть проблем в том, чтобы зайти в воду, погрузиться в нее.
Как правило, в большинстве случаев это уже снимает страх воды, боязнь захлебнуться.
Если у вас остается боязнь глубины, то в разумных рамках это вообще является нормальным для любого человека, это – инстинкт самосохранения.
Если инструктор рядом есть и объективно имеет все возможности помочь, однако вы даже при его поддержке все равно опасаетесь глубины, то попробуйте одно из следующих упражнений:
Плавание с плавательной доской. Держитесь руками за плавательную доску – это некий аналог спасательного круга, который не дает телу утонуть. Плывите за счет движений ног. Можете натренировать такое плавание на мелкой воде и затем постепенно переходить к плаванию на глубине (повторимся, под контролем и со страховкой инструктора!).
Упражнение на психологию: “утонуть за 30 секунд”.
Данное упражнение предлагают инструкторы школы Swim Rocket, его смысл: находясь на достаточно мелкой воде (где вы можете встать на ноги), занять горизонтальное положение в воде, то есть лечь на воду, и всеми силами постараться полностью погрузиться под воду – “утонуть”.
С вами должен быть инструктор, который вас страхует и заодно засечет время, дав вам только 30 секунд на это задание.
К удивлению пловца, выясняется, что если вы занимаете горизонтальное положение в воде, то утонуть не получается.
Это дает прибавку к психологической уверенности для дальнейших занятий.
Методика “утонуть за 30 секунд” продемонстрирована в этом видео:
Что делать, если ребенок боится плавать в бассейне
Далее, если ваш ребенок боится заходить в воду, то дадим следующие рекомендации:
- вода должна быть теплой и не должно быть волн;
- если речь идет о малыше, то насильно не стоит его затаскивать даже в теплую и комфортную воду. Дайте ему немного подрасти и самому захотеть купаться;
- если ребенок начал купаться, но ему в нос попала вода и он испугался, что захлебнется, ни в коем случае не ругайте его. Отнеситесь к этому спокойно и по возможности переведите ситуацию в позитив. Испуг ребенка от попадания в нос воды и ваша ругань могут заложить ему в голову устойчивую мысль: “такого никогда не должно повториться”, и тогда и начнется та самая боязнь воды, избавлению от которой посвящена эта статья.
Причины боязни у взрослых
- Если речь идет об умеренном страхе воды, то его основной причиной является инстинкт самосохранения, совмещенный с неумением плавать.
- Если речь идет о крайних случаях непринятия воды, то их причиной может быть как раз неудачный опыт знакомства с водой в детстве. Например – вышеописанная ситуация, когда ребенку попала вода в нос, он “нахлебался воды” и испугался, что захлебнется, и на фоне этого его сильно отругали родители.
- Аналогично эта фобия может развиться и от случаев насильного погружения родителями детей в воду.
Как называется эта фобия?
Официально боязнь воды называется “Гидрофобия”.
Как утверждает Википедия, эта фобия встречается и у знаменитостей, в том числе у Вайноны Райдер и Мишель Пфайффер.
Надеемся, советы из этой статьи позволят вам успешно преодолеть любую неприязнь от нахождения в воде.
Также рекомендуем ознакомиться с нашей общей статьей о том, что такое правильное плавание, и с другими статьями из раздела “Как научиться плавать”. Надеемся, с их помощью пребывание в воде станет для вас приятным и полезным.