Как научить ребенка плавать в глубоком бассейне
Организация и проведение занятий начального обучения плаванию детей 5-7 лет в условиях глубоководного бассейна (из опыта работы)
Организация и проведение занятий начального обучения плаванию детей 5-7 лет
в условиях глубоководного бассейна (из опыта работы)
Благоприятное воздействие плавания на детский организм является общепризнанным. Основная задача начального этапа обучения плаванию на глубокой воде: научить детей уверенно и безбоязненно держаться на воде, а позднее технически правильно и экономично плавать. Педагогические приемы, используемые в нашей методике, направлены на то, чтобы ребенок быстрее научился владеть своим телом в воде, и перестал испытывать страх.
Плавание, как вид деятельности, характеризуется значительной степенью сложности. Для привыкания ребенка к воде необходим адаптационный период. Эмоциональная окрашенность первых занятий, доброжелательное отношение тренера-преподавателя имеют огромное значение на первом этапе.
Обучение плаванию на глубокой воде начинается с ознакомления ребенка с водой и ее свойствами. Ознакомительный период на глубокой воде заканчивается, когда ребенок научится опускать голову в воду, длительное время лежать с опущенной головой, выполнять выдох в воду. Занятия по обучению плаванию проходят один раз в неделю. Для закрепления навыка этого недостаточно. Поэтому мы просим родителей ежедневно выполнять с детьми домашнее задание: упражнения в ванне на задержку дыхания и упражнения, направленные на обучение технике вдоха-выдоха, упражнения на суше для закрепления правильной работы ног кролем.
Прежде чем научить ребенка умению свободно лежать на груди и на спине, следует сначала научить его свободно чувствовать себя в воде. Дети должны научиться произвольно выполнять вдох-выдох в воду несколько раз подряд, смело погружаться, нырять, открывать в воде глаза. Последнее многим детям доставляет беспокойство, поэтому со второго занятия они начинают заниматься в плавательных очках. Именно на глубокой воде очень важно сохранять нужное направление движения. На первых занятиях у большинства детей существует страх, и все действия тренера должны быть направлены на преодоление этого страха. Мы не советуем использовать круги и нарукавники, поскольку при этом нарушается горизонтальное положение тела.
Когда дети освоили эти упражнения, мы переходим к следующему этапу обучения. Ребенок учится держаться на поверхности воды: лежать и скользить, не держась за бортик, хотя бы в течение непродолжительного времени. Тем самым он, получает представление о выталкивающей силе воды. Чтобы помочь ребенку преодолеть страх оторвать руки от бортика и дать понять, что вода его держит, мы используем следующий прием: держась руками за бортик, лечь в положение «звездочки», а затем отпустить руки. Ребенок знает, что в любой момент может схватиться за бортик, и, в большинстве случаев, смело выполняет упражнение. Первый раз это упражнение дети выполняют вмести с тренером, педагог держит ребенка за руку.
После овладения данными упражнениями мы рекомендуем далее использовать ласты, так как в них ребенок чувствует себя увереннее. При этом не нарушается положение тела, и процесс освоения с водой идет быстрее. После того как ребенок перестает бояться глубины дальнейшее обучение проходит без использования ласт.
Большие трудности возникают с обучением плаванию на спине на глубине. Труднее всего положить ребенка на воду. В основном к страху прибавляется лишнее напряжение. На этом этапе мы советуем выполнять упражнения вдоль бортика, чтобы ребенок мог страховать себя одной рукой. Во время первых занятий в основном возникают следующие ошибки: у ребенка инстинктивно сгибается все тело, таз остается глубоко под водой, а голова наоборот поднимается. На первом занятии мы предлагаем детям выполнять это упражнение, держась руками за шест: опустить плечи в воду, положить, голову так, чтобы вода не попадала на лицо, затем, подтягивая живот к шесту, лечь на спину и выровнять тело. Далее либо ребенок сам смело выполняет это упражнение, либо придерживается одной рукой за бортик. Очень важно научить детей вставать из положения «лежа на спине». В основном дети пытаются опустить ноги вниз и встать, но, не находя, опоры – теряются, возникает паника. Мы предлагаем ребенку просто повернуться на грудь – взяться за бортик – вернуться в вертикальное положение. Если же ребенок находится далеко от бортика – перевернутся на грудь и доплыть до него.
Большое значение в обучении на глубокой воде имеет разучивание согласования работы рук и дыхания на суше. Многие дети в воде не чувствуют, что руки не проносятся над водой, а голову поднимают вверх. Выполнять упражнения на суше лучше всего перед занятием, а если появляются ошибки, то непосредственно во время выполнения упражнения. Для поворота головы в сторону на данном этапе, мы используем плавание на боку и упражнения с колобашкой: движение одной рукой, движение попеременно двумя руками. Часто бывает, что ребенок, научившись держаться на воде и проплывать небольшие отрезки, так и не научился правильно согласовывать дыхание с работой рук и ног. Здесь мы снова используем ласты. На данном этапе они помогают сохранять правильное положение тела с наименьшей нагрузкой на ноги, тем самым, помогая концентрировать внимание только на согласовании движения рук и дыхании. Мы стараемся сразу добиваться того, чтобы гребок выполнялся прямой рукой, в момент окончания гребка большим пальцем касался бедра, дальше пронос осуществляется также прямой рукой. При этом гребок должен быть длинным и плавным. Особое внимание, так же мы уделяем отталкиванию от бортика с последующей хорошей работой ног и положению тела «стрелочка». В дальнейшем это упражнение становиться базовым для обучения выхода. С самого начала следует обучать детей плавать, сохраняя непрерывность движения. На первых занятиях дети в основном выполняют движения руками очень быстро. Они считают, что такие движения эффективнее. В результате получается много брызг, короткие гребки и ребенок останавливается. Для освоения движения руками и согласования движений с дыханием мы используем сначала небольшие отрезки, выполняя движения многократно, чтобы не нарушалась техника, а затем увеличиваем до 25 метров. На данном этапе при плавании в полной координации мы не делаем акцент на дыхании, дети подбирают для себя удобный цикл «один – два», «один – три» или «один – четыре». В подводящих же упражнениях чередуем вдох под одну и другую руку, чтобы далее дети успешно освоили дыхание в две стороны.
При обучении способу «кроль на спине» мы используем большой объем различных упражнений. Большое внимание на начальном этапе отводим плаванию на ногах с положением рук – вверху (положение «стрелочки»). Многим детям это упражнение дается не легко, поднимая руки вверх, они начинают погружаться под воду. Сначала возможно выполнение этого упражнения с доской, с колобашкой, с мячом, а затем без предмета. Освоив это упражнение, они осваивают правильное положение тела в плавании на спине, что облегчает в дальнейшем обучение технике работы рук. Легче и быстрее дети начинают плавать на ногах с опущенными руками вдоль тела. Но потом при обучении работе руками, они выполняют гребок из этого исходного положения, что влечет за собой остановку руки у бедра. Так же возможно возникновение других основных ошибок: чрезмерное сгибание ног, забрасывание ног под спину, отсутствие продвижения вперед вследствие напряжения ног в тазобедренном и коленном суставах.
На глубокой воде очень важно сохранять эмоциональную окраску каждого занятия, чтобы у ребенка не пропадало желание учиться плавать. На первых занятиях выбор игр не очень велик, так как ребенок не стоит на дне. Игры «Кто дольше?» и «Фонтаны» являются единственными на этом этапе. Эмоциональную окраску занятиям придает обучение прыжкам в воду. В то же время, нельзя принуждать ребенка к прыжку, если он боится. Несколько занятий и ребенок преодолеет нерешительность сам. Начинать лучше с прыжков ногами вниз с бортика, а затем с тумбочки. На более позднем этапе особую радость ребенку приносят прыжки в обруч, лежащий на поверхности воды, прыжки с доставанием игрушки со дна, прыжок с погружением в воду и выныриванием из обруча под водой, прыжки через палку.
Подвижные игры на воде способствующие совершенствованию:
1. Освоению с водой.
· Игра «Водолазы» – преподаватель бросает в разные места бассейна тонущие игрушки. По свистку дети начинают искать предметы. Выигрывает тот, кто находит игрушки первым. Игра может быть как индивидуальная, так и командная.
· Игра «Кто дольше?» – по свистку преподавателя дети опускаются с головой в воду. Выигрывает тот, кто дольше всех будет находиться под водой. Игра может проводиться «на задержке дыхания» и на «выдохе».
2. Технике лежания на спине и на груди.
· Игра «Медузы, поплавки и звезды» – по команде педагога дети выполняют одну из названных фигур. Выигрывает тот, кто дольше всех пролежит на воде. Возможен другой вариант, Каждой фигуре присваивается свой сигнал. Выигрывает тот, кто ни разу не ошибся.
3. Технике работы ног при плавании на груди и на спине.
· Игра «Фонтаны» – исходное положение участников – держась за бортик двумя руками. По сигналу преподавателя: «Большой фонтан!» – дети работают ногами с максимально амплитудой, по сигналу: «Маленький фонтан!» – с минимальной. Важна правильная работа ног.
· Игра «Подводные лодки» – преподаватель предлагает участникам различные «конструкции» подводных лодок в виде различных фигур руками. По сигналу занимающиеся с помощью ног двигаются на груди или спине, при этом руки находятся в неподвижном положении, которое предложит преподаватель. Выигрывает тот, кто первым преодолел дистанции именно таким способом.
Максимова начального обучения плаванию детей 5-7 лет в условиях глубоководного бассейна / Ряз. обл. ин-т развития образования.. – Рязань, 2005. – 20 с. Сборник авторских программ дополнительного образования детей. – М.: Народное образование, 2002. Оздоровительное, лечебное и адаптивное плавание / под ред. . – М.: Издательский центр «Академия», 2005. Осокина плаванию в детском саду. – М.: Просвещение, 1991.
Можно ли научиться плавать в бассейне самостоятельно и что для этого нужно?
В данной статье мы попробуем дать инструкцию и полезные советы для тех, кто начинает обучаться плаванию и хотел бы провести такое обучение именно в бассейне, а не на открытой воде.
При этом учтите, что данная статья посвящена самостоятельному обучению именно взрослых, в то время как обучению детей посвящена отдельная рубрика.
Разминка перед плаванием
Предопределяющим фактором безопасности перед любой физической нагрузкой, в том числе, и перед плаванием – проведение разминки.
Это очень важный этап, который нужен для того, чтобы ваши мышцы, связки, суставы разогрелись и затем не травмировались от физических нагрузок в ходе плавания.
Правильная разминка перед плаванием будет состоять из двух частей: на суше и в воде.
На суше
На суше следует выполнить легкие физические упражнения, направленные на всевозможные движения в суставах: сгибание-разгибание, отведение-приведение, круговые движения.
Разминку нужно проводить по анатомическому признаку: с головы до ног. Интенсивность от низкой к средней. В конце можно также поделать растяжку.
Конкретные упражнения отлично показаны в данном видео:
В воде
Если вы еще не умеете плавать, то просто поделайте глубокие вдохи и выдохи носом в воде – около 10 шт. Это и разминка дыхательного аппарата, и обучение выдоху в воду.
Если уже можете плавать – тогда в начале каждого занятия также рекомендуется поделать вдохи и выдохи в воду, затем – проплыть на небольшой скорости несколько бассейнов в качестве разминки перед основным занятием.
Учимся самостоятельно держаться на плаву
Научиться плавать человек способен уже с раннего детства. Перед любым новичком, независимо от возраста, предстают две основные задачи: преодолеть страх воды и научиться держаться на плаву.
Обучение плаванию всегда начинается с морального настроя на положительный результат. Оптимальным местом для того, чтобы научиться плавать, является бассейн – открытая вода всегда может таить скрытые опасности и непредвиденные ситуации.
Алгоритм обучения держанию на воде сводится к следующему:
- привыкнуть к нахождению в воде сначала по пояс, потом по грудь;
- поочередное и одновременное отрывание ног от лестницы, держась руками;
- пройтись по дну бассейна в глубине не выше груди;
- выполнять движения руками, стоя на дне;
- прыгать в воде;
- пройтись по дну с наклоном туловища и движениями руками;
- постепенно пытаться отрывать ноги на 2-3 гребка;
- научиться задерживать дыхание, опустив голову под воду;
- задерживание дыхания на вдохе с одновременным подтягиванием коленей к груди;
- задерживание дыхания лицом вниз, руки-ноги в стороны.
Отличные советы также даны в этом видео:
После того, как вы научились держаться на воде, стоит переходить уже к освоению плавательных движений.
Каким стилем учиться взрослому человеку?
Не стоит пытаться учиться плавать “по-собачьи” и иными аналогичными способами, связанными с поднятием головы.
Они не только неэффективны, но и не полезны из-за неправильной нагрузки на шейный отдел. Рекомендуется учиться плавать правильно – с опущенной в воду головой (для этого потребуются шапочка и очки).
Для людей, которые еще не освоили ни одной техники, обучение начинают с базового стиля плавания – кроль на груди (затем также – кроль на спине).
Это не только самый быстрый стиль в плавании, но и к тому же он считается самым легким в обучении. У брасса, который внешне может показаться более легким, на самом деле более сложная техника работы рук, ног и туловища (подробнее сравнение и описание этих двух стилей приведено здесь).
В свою очередь, баттерфляй сложен как технически, так и физически, потому этот стиль точно не подходит для новичков.
Как быстро и правильно начать обучение?
Работа ног
Правильнее всего сначала освоить движения ногами и общее скольжение по воде. Уже после этого вы сможете добавить к ним работу руками.
Для обучения вам потребуется досочка для плавания.
Делайте следующее упражнение:
- Вытяните руки с досочкой вперед (руки должны быть прямыми).
- Положите между ними голову, чтобы она выдыхала в воду
- Толкнитесь ногами от бортика бассейна и начнитескользить по воде.
Работа рук и дыхание
После того, как вы освоили работу ног согласно вышеописанному, отложите в сторону досочку и сделайте то же самое упражнение, но уже без нее: руки вытягиваются вперед стрелочкой, вы плывете за счет работы ног. При сильной и правильной работе ног у вас должно получаться плыть с вытянутыми вперед руками без помощи доски.
Если это получается, то вы подошли к следующему этапу – обучение гребкам.
На первых этапах здесь можно вновь взять доску и делать следующее упражнение:
- одной рукой вы держите досочку, другой – делаете гребок;
- затем кладете вторую руку также на доску;
- затем вновь делаете ей гребок и так далее.
Движение руки во время гребка
В бассейне можно в одну сторону делать гребки одной рукой, в обратную – другой.
Одновременно с работой рук начинайте практиковать вдох на бок:
- в момент гребка ваша грудная клетка вслед за рукой разворачивается;
- в этот момент в связи с поворотом корпуса вбок поворачивается (но не поднимается!) и голова, которая делает вдох ртом;
- затем голова возвращается в исходное положение и делает выдох.
Затем отложите досочку и делайте то же самое, но без нее: одна рука будет вытянутой вперед, другая рука будет делать гребок и возвращаться в исходное положение “руки стрелочкой”.
Наконец, освоив по очереди движения каждой из рук, вы сможете перейти к плаванию в полной координации, когда задействованы обе руки.
Дополнительные упражнения
Мы рекомендуем проходить обучение именно по описанному выше алгоритму.
В то же время, приведем некоторые упражнения, которые не заменяют и не отменяют указанный алгоритм, но могут помочь освоиться в воде, привыкнуть к ней, избавиться от страха, начать делать первые шаги.
В воде
- И.п. – стоя на дне бассейна, руки произвольно: ходьба и прыжки по дну.
- И.п. – стоя на дне, руки в стороны: наклон с опусканием лица в воду.
- И.п. – стоя на дне, руки вниз: наклон, выдох в воду.
- И.п. – стоя на дне, руки вниз: присед-погружение в воду с задержкой дыхания на вдохе и на выдохе.
- И.п. – лежа на животе на дне, взявшись руками за бортик (на мелкой воде): на выдохе опускать лицо в воду, на вдох поднимать лицо над водой.
- И.п. – стоя на дне, наклон, руки вверх, лицо в воде: поочередные загребающие движения руками к себе.
- И.п. – стоя на дне, руки вниз: полный выдох, сесть на дно.
- И.п. – стоя на дне, руки вперед: на вдохе присесть, обхватить руками за голени (группировка). То же, но при всплытии на поверхность (в положении группировки) – распрямление туловища и скольжение по воде на животе.
- И.п. – стоя на дне, руки вниз: на вдохе лечь на живот на воду, руки и ноги врозь. То же на спине.
- И.п. – лежа на животе, взявшись руками за бортик: попеременные движения ногами вверх-вниз, не сгибая колени. То же лежа на спине.
- И.п. – стоя на дне на расстоянии шага от бортика, руки вверх (можно держать дощечку для плавания): отталкивание ногами от бортика и скольжение на животе, руки вверх. То же на спине. То же с работой ног (вверх-вниз). То же, отталкиваясь от дна.
На суше
Распространенные ошибки
Техника спортивных стилей плавания включает в себя такой набор движений конечностями и туловищем, который отвечает требованиям энергосбережения организма и развития скорости.
В процессе обучения тому или иному стилю плавания любой новичок проходит этап совершения ошибок. В первую очередь, это происходит из-за боязни захлебнуться или утонуть.
К типичным ошибкам во время плавания относятся:
- Поднимание головы над водой
- Хаотичные движения
- Несоблюдение очередности движений рук и ног (плавание по-собачьи)
- Форсирование движений
- Нарушение амплитуды движений
- Расслабление тела
Правила посещения бассейна
Бассейн относится к местам, где строго регламентированы правила посещения.
Они составляются администрацией каждого отдельного бассейна, но большинство правил идентичны и сводятся к следующему:
- Предварительное прохождение медицинского осмотра перед первым посещением бассейна, и затем с определенной периодичностью (в среднем – каждые 3-6 месяцев)
- Выполнение требований руководства, которые касаются безопасности
- Соблюдение индивидуального расписания занятий
- Соблюдение санитарно-гигиенических требований (в том числе – принимать душ в раздевалке перед началом занятия)
- Плавание только на отведенных для этого дорожках
- Придерживание правой стороны дорожки при встречном движении
- Осуществление обгона слева
- Отдых производить в углу дорожки
С инструктором или самому?
Посещая бассейн, все преследуют разные цели: кто-то хочет научиться плавать, кто-то хочет похудеть, кто-то так расслабляется.
Поэтому многие пренебрегают услугами тренера, считая, что всему можно научиться самому.
Однако, если есть возможность (как финансовая, так и в виде наличия соответствующего тренера в том месте, где вы планируете заниматься), то, конечно же, рекомендуется проводить занятия с ним, поскольку:
- Тренер должен знать методику обучения плаванию с нуля.
- Он поставит вам правильную технику движений. Сможете ли вы освоить ее самостоятельно – это заранее сложно предсказать. При этом если изначально научиться неправильно, то потом переучиваться вдвойне сложнее, чем сразу же получить правильную основу.
- Тренер будет давать упражнения, соответствующие за вашему уровню, и следить за их правильным выполнением, указывать на ошибки.
- Тренер поддерживает морально, мотивирует, а также способствует избавлению от страха воды, если таковой имеется или обнаружится.
Бассейн или море?
Помните, что учиться можно не только в бассейне, но и на открытой воде – в море, озере или ином открытом водоеме.
Вместе с этим, такие варианты обучения имеют как плюсы, так и минусы.
Достоинства плавания в открытой воде
- Если это купание в море, то морская вода оказывает косметический эффект на кожу, укрепляет иммунитет, благотворно влияет при многих заболеваниях.
- К эффекту от пребывания в самой воде добавляется эффект от пребывания на свежем воздухе.
- Волны, ветер и неровности дна выступают в роли препятствий, преодолевая которые, лучше тренируются мышцы и оттачивается мастерство техники.
- В морской воде легче держаться на плаву.
Недостатки плавания в открытой воде
К недостаткам можно отнести:
- Относительная сложность, чтобы научиться плавать – все естественные преграды новичку будут очень усложнять задачу. Потому учиться проще в бассейне.
- Возможность плавать строго по сезону – только в теплое время.
- Возможная загрязненность воды.
Плюсы плавания в бассейне
- Круглогодичная доступность.
- Инструкторское сопровождение – профессионал сможет быстрее научить плавать, грамотно подобрать упражнения, вовремя исправлять ошибки.
- Отсутствие водорослей, морских животных и иных сложностей.
- Дезинфекция воды.
Минусы плавания в бассейне
- Посещение бассейна является платным.
- Хлорирование воды неблагоприятно влияет на организм человека, особенно при длительном нахождении в ней.
- Затрудненность в держании на плаву из-за низкой плотности воды.
Что еще почитать
Надеемся, эти советы помогут вам научиться уверенному плаванию.
Также рекомендуем вам почитать статьи из нашего раздела “кроль”, в которых разбирается множество дополнительных нюансов:
Инструктор советует упражнения, с помощью которых можно научиться плавать в два счета
Инструктор по плаванию Юлия Твердая рассказала CityDog.by, как быстро научиться плавать, если на море уже совсем скоро, а лезть в воду все еще страшно.
– Юля, как скоро можно научиться плавать «с нуля»?
– Все зависит от индивидуальных способностей занимающихся и, конечно, от их желания. Одни впитывают информацию как губки и уже на третьем-четвертом занятии с легкостью преодолевают расстояние в 25 метров. Другим понадобится больше времени для освоения даже простейших упражнений в воде.
Конечно, результат работы с инструктором можно заметить уже на первом занятии. Пытаться обучаться самому тоже можно, но все зависит от цели. Если стоит вопрос о постановке правильной и эффективной техники плавания, то работа с инструктором просто необходима. Для того чтобы обучить человека просто держаться на воде, особых профессиональных навыков вам не потребуется. Но важно иметь хотя бы малейшее представление о технике плавания, владеть минимальным набором упражнений.
– Какой стиль самый просто для осваивания?
– Чаще всего обучение начинают с кроля на груди и кроля на спине, с плавания по элементам – « только ноги» и « только руки».
– Взрослому человеку сложнее научиться плавать, чем ребенку?
– Взрослого сложнее обучить, чем ребенка, потому что при обучении взрослых мы сталкиваемся с рядом проблем. У большинства из них, как правило, есть страх перед водой, поэтому необходимо большее количество времени и сил для борьбы с проблемой. Подавляющее большинство взрослых чувствуют себя намного скованнее, нежели дети. Это препятствует быстрому и плодотворному процессу обучения.
– А есть какие-то упражнения, которые можно выполнять на суше, чтобы быстрее научиться плавать?
– Нет, таких упражнений, к сожалению, нет. Есть только имитационные упражнения, которые применяют с целью обучить правильной структуре движения, а также для объяснения правильной техники.
– А могут у человека сработать внутренние ресурсы, например, когда его насильно толкают в воду: мол, побарахтается и научится?
– Это самая грубая ошибка людей, которые пытаются научить других плавать, опираясь на то, что люди, будучи в стрессовой обстановке, найдут способ, как преодолеть расстояние, чтобы спасти себе жизнь. И якобы так они должны научиться плавать. Делать этого нельзя ни в коем случае! Этот способ абсолютно не оправдан. После такого опыта знакомства с водной средой у человека на всю жизнь остается страх перед ней. А бороться с такой фобией в дальнейшем очень сложно. К тому же все это может привести к несчастным случаям.
– Что делать, если человек просто боится глубины?
– Основная причина боязни глубины – страх утонуть. Поэтому в таких случаях обучение плаванию начинается с «мелкой» части бассейна и доводится до того уровня, когда человек уже уверен в своих силах. Далее обучение постепенно переходит на большую глубину.
– Как вообще происходит обучение, есть ли какие-то этапы?
– Общая схема, по которой работает большинство инструкторов, такая:
– обучение работе ног,
– согласование движений ногами с дыханием,
– обучение работе руками,
– согласование рук с дыханием,
– согласование рук, ног без дыхания,
– полная координация (согласование движений рук, ног и дыхания).
КАК НАУЧИТЬСЯ ПЛАВАТЬ В ДВА СЧЕТА
Базовые упражнения в воде, которые помогут вам уверенно чувствовать себя в бассейне и водоеме.
УПРАЖНЕНИЕ НА ДЫХАНИЕ
Правильное дыхание в воде – чуть ли не основное в обучении плаванию. Человек, который не научился правильно дышать, никогда не научится правильно плавать.
1) Сделайте глубокий вдох.
2) Опустите лицо в воду и выдохните через рот. Выдох должен быть непрерывным. Повторите 20-30 раз.
НАУЧИТЬСЯ ЛЕЖАТЬ НА ВОДЕ
Для этого нам понадобится какая-либо опора, за которую будем держаться руками. Если обучение проходит в бассейне, это может быть бортик либо лестница. Если же на водоеме, то тут просто необходима «помощь друга», точнее вам необходимо будет держаться за его предплечье. Ваш помощник должен положить прямую руку на воду так, чтобы вы смогли за нее держаться двумя руками.
1) Держимся руками за опору. Делаем вдох, опускаем лицо в воду, но при этом мы выдох в воду не делаем. Упражнение выполняется на задержке дыхания.
2) Отрываем ноги от дна и ложимся на воду, стараясь показать на поверхности пятки и таз. Очень часто при выполнении этого упражнения люди напрягают плечевой пояс. Этого делать не следует. Ложимся на воду и расслабляемся.
УЧИМСЯ РАБОТАТЬ НОГАМИ
Немного усложняем предыдущее упражнение.
1) Ложимся на воду.
2) Как только вы почувствовали, что тело на поверхности, начинайте работать ногами – поочередные, хлестообразные удары ногами вниз. Работа ноги начинается от тазобедренного сустава. Очень часто ученики работают ногами, сгибая их только в коленных суставах, – это неправильно.
ДЫШАТЬ, ЛЕЖАТЬ, РАБОТАТЬ НОГАМИ
Итак, мы уже с вами научились дышать, лежать на воде и работать ногами. Все это нам сейчас необходимо соединить в одно упражнение.
1) Ложимся на воду, начинаем работать ногами.
2) В это же время стараемся сделать выдох-вдох. Ноги постоянно работают, плечевой пояс не напрягаем, голову из воды поднимаем для того, чтобы сделать вдох.
УПРАЖНЕНИЕ «СКОЛЬЖЕНИЕ»
1) Нужно стать спиной к бортику, руки поднять вверх и соединить их за головой в «стрелочку».
2) Сделайте глубокий вдох, опустите лицо и руки в воду, отталкивайтесь ногами от бортика и старайтесь «проскользить» по поверхности до полной остановки.
Ноги в этом упражнении не работают, их необходимо соединить, поднять во время скольжения и держать как можно выше от поверхности. Так повторить 10-15 раз. Если это упражнение страшно выполнять, возьмите для поддержки доску для плавания. Выполните скольжение, держа ее руками.
ДЫШАТЬ, ЛЕЖАТЬ, РАБОТАТЬ НОГАМИ, СКОЛЬЗИТЬ
В этом упражнении ваша задача следующая: проплыть максимальное расстояние без остановки, при этом выполнять систематически выдох-вдох.
ДЫШАТЬ, ЛЕЖАТЬ, РАБОТАТЬ НОГАМИ, СКОЛЬЗИТЬ, РАБОТАТЬ РУКАМИ
Теперь усложним предыдущее упражнение.
1) Поднимите правую руку, левую прижмите к бедру.
2) Ложимся на воду, начинаем работать ногами. В этом упражнении вдох выполнять в сторону к руке, которая прижата к бедру.
3) То же самое повторить в другую сторону после смены рук.
А вот теперь нам можно добавить движение рукой.
1) Одна рука вверху прижата к голове.
2) Другой рукой нужно выполнить круг вперед. Ноги при этом работают постоянно.
К последнему упражнению добавим вдох в сторону. Когда рука проходит линию живота (во время гребка под водой), повернуть голову в одноименную сторону с рукой и сделать вдох.
А ТЕПЕРЬ – КРОЛЬ!
Наконец мы подошли к самому главному – плавание кролем на груди. Это попеременные круговые движения руками вперед, с хорошей работой ног и вдохом в сторону. То есть все, чему мы научились, нам необходимо соединить в одном способе плавания.
Надеемся, данный материал поможет вам освоиться в водной среде и чувствовать себя уверенно. Удачи!
Перепечатка материалов CityDog.by возможна только с письменного разрешения редакции. Подробности здесь.
Фото: CityDog.by.
10 советов как научить ребёнка плавать
16 июля 2021, 11:32
Фото использовано в качестве иллюстрации, melkie.net
Научить ребёнка плавать так же важно, как научить его читать, писать, ездить на велосипеде и общаться с незнакомцами. И никто не сделает это лучше, чем сами родители…
Эти несколько нехитрых, но весьма действенных советов от журнала woman.ru объяснят любому родителю, как научить ребёнка плавать быстро и без неудач:
- Учиться плавать надо на глубокой воде, чтобы ребёнок не привыкал чуть что — опускать ноги и вставать на дно. Если этому правилу не следовать, у многих детей переход с мелководья на глубину затягивается: уже и держатся на воде, и ныряют, а на глубину переходить боятся. Но без экстрима: никаких бросаний в воду не умеющего плавать. Одного бросил — он выкарабкался, а другой станет тонуть и после того, как вы его вытащите, ни за что больше в воду не войдет. Но даже и тот, кто выплывет, переживет шок, травму. Зачем это ребёнку нужно? Так что учимся плавать на глубине, но сначала держась за бортик бассейна, причал или руку папы.
- С кругом или без? Лучше без круга, но в надувных нарукавниках. Круг расслабляет, можно опустить ноги, но при этом думать, что ты плывешь. Нарукавники же утонуть не дают, но заставляют держать в воде тело и ноги горизонтально. А надо сразу привыкнуть к тому, что ноги опускать нельзя.
- Пенопластовые доски — хуже нарукавников. Когда ребёнок уже будет немного держаться на воде, можно перейти на гибкую палку для аквааэробики. Эти палки называют «noodles» — макаронины. Дети их любят за яркость и красочность, они хорошо держат тело на воде, их можно как угодно изогнуть, зажать под мышками или держать за спиной, но при этом руки и ноги будут свободны, и с такой палкой легко плыть.
- Лучшее время для обучения плаванию — 6 лет. Ребёнок уже понимает, что от него хотят, координация уже хорошая, а страха пока нет или он легко перебарывается.
- Сначала следует учить ребёнка плавать на животе. Держась за пирс, бортик или папу, ребенок разучивает первым делом движения ногами. Ноги стучат по воде, как при кроле: носочки вытянуты, повернуты чуть-чуть внутрь, колени почти не гнутся. Только после освоения этих движений ногами есть смысл рассказать и показать малышу, что делают руки. А руки выполняют круговые движения, как в брассе. И пусть вас не смущает это «разностилье» — так детям начинать легче.
- Сразу приучите ребёнка выдыхать в воду. Сначала, чтобы не было страшно, в воду можно опускать только рот. Глаза и нос при этом остаются пока над водой. У ребёнка должна возникнуть привычка: только вода коснулась рта — делаем выдох в воду. Потом привыкаем опускать рот и нос, потом — рот, нос, глаза. Дышим равномерно, не слишком глубоко, как в обычной жизни: полувдох, полувыдох. Вдохнули, посмотрели, куда мы плывем, опустили голову, выдохнули в воду. Пускай ребёнок, разучивая дыхание, держится сначала за причал, буек или руку родителя.
- И обязательно купите ребёнку очки, чтобы защитить глаза от грязи или хлорки.
- Как только ребёнок научится уверенно плавать на животе, можно начинать переворачиваться на спину. На спине плыть легче: и в воду не надо выдыхать, и по сторонам можно смотреть, и работать одними ногами… Дети с удовольствием плавают на спине, но только после того, как научатся плавать на животе, потому что на животе хоть плыть и труднее, но естественнее.
- Следите, чтобы ребёнок держал голову, живот и ноги строго горизонтально. Надо представить, будто лежишь на диване. Как только ребенок почувствует это положение — он на спине поплывет. Руки можно расслабить, а можно ими чуть-чуть подгребать. Проносить их над водой, как профессиональный пловец, не надо. Достаточно всего лишь слегка подгребать ладонями воду себе под спину.
- Не спешите снимать нарукавники, дождитесь, когда ребёнок начнёт держаться на воде уверенно. Пусть в нарукавниках малыш плавает на животе, на спине, ныряет, работает ногами то кролем, то брассом… И только потом, спустя некоторое время, попробуйте нарукавники наполовину сдуть. Если ребёнок говорит: «Мне неудобно плавать, я тону», — значит, снимать нарукавники ещё слишком рано. Продолжайте плавать в них, даже и сдутых, или снимайте по одному.
Не переживайте — вам не придется тратить целое лето на то, чтобы научить ребенка плавать. Как правило, малыши осваивают этот навык намного быстрее. Всего 20-30 недолгих занятий во время обычных купаний, и любое чадо, даже самое неспособное, самое робкое, поплывет самостоятельно. Не сомневайтесь!