О чем фильм бассейн озона
“Бассейн” (2003) – вымысел или реальность?
Сара Мортон живет в Лондоне с отцом и вобрала в себя все черты стереотипной англичанки, включая чопорность и снобизм. Она успешная писательница, пишущая серию популярных детективов, но у нее небольшой творческий кризис и издатель Сары дает ей возможность отдохнуть в его доме на Юге Франции. Сара начинает снова писать, но в один день к ней в гости заявляется Жюли – дочь Джона. Жюли начинает устраивать вечеринки и Сару это раздражает. Но ведь противоположности притягиваются, не так ли?
Если честно, у меня был не очень хороший опыт знакомства с Франсуа Озоном. «Под песком» меня не очень впечатлил, «8 женщин» я смотрел очень давно и на прошлой неделе я посмотрел «Молода и прекрасна» – по-моему, неплохой, но не особо выдающийся фильм. Первая половина «Бассейна» не произвела на меня особого впечатления, но потом фильм стал намного лучше. Почему?
Кем же является хороший писатель? Мастером слога? Умелым исследователем чужой натуры? Да, но есть еще одна важная черта, присущая хорошим писателем – они должны быть умелыми ворами. Они должны уметь воровать чужие истории и интегрировать в свои произведения. Писатель может тихонько умыкнуть дневник посторонней девушки и использовать его в качестве базиса для своей будущей книги.
Поначалу, практически все писатели используют личный опыт, чтобы писать свои книги. Затем, писатель, набравшись опыта, уже начинает использовать опыт окружающих и если он это делает умело, то он уже может претендовать на лавры великого писателя. Все же писатель должен уметь пропускать через себя чужой опыт, чтобы его творчество не выглядело фальшивым (вспомните Гюстава Флобера, штудировавшего работы по мышьяку, чтобы правдоподобно описать сцену отравления Эммы Бовари).
Франсуа Озон хорошо изображает внутренний мир писательницы, уставшей от написания книг про одного и того же персонажа. Несмотря на это, она является заложницей общественного мнения и вынуждена идти по кругу. Все же встреча с противоположностью позволяет ей выйти из «зоны комфорта» и найти новый источник вдохновения. В ходе обретения вдохновения она вспоминает, что жила в «Свингующем Лондоне и, одновременно, вокруг нее начинают происходить странные вещи.
Какой-то писатель сказал (не ручаюсь за точность цитаты), что «лучшими жизнями являются те, которые мы выдумываем». Во второй половине фильма Франсуа Озон начинает реализовывать эту непреложную аксиому писательской жизни. В этой связи зрителю становится непонятно – является ли все происходящее на экране лишь плодом разыгравшегося воображения писательницы? Ответ на этот вопрос целиком зависит от Вас.
«Бассейн» – фильм, первая половина которого может вызывать зевоту, но если Вы досидите до второй половины, то Вы получите огромное удовольствие от просмотра. Однозначно рекомендую для просмотра.
На глубине. «Бассейн», режиссер Франсуа Озон
«Бассейн» (Swimming Pool)
Авторы сценария Эмманюэль Бернхейм, Франсуа Озон Режиссер Франсуа Озон Оператор Йорик Ле Со Художник Вутер Зоон Композитор Филипп Ромби В ролях: Шарлотта Рэмплинг, Людивин Санье, Чарлз Данс, Марк Фейоль и другие Canal+, Fidйlitй Productions, France 2 Сinйma, Gimages Франция — Великобритания 2003 Дистрибьютор — Агентство «Интерсинема-АРТ»
![]() |
Франсуа Озона провозгласили у нас культовым режиссером. В современном понимании это означает, что он горячо ценим в отдельных кругах, которые способны разглядеть нечто замечательное в кино, предназначенном не для всех. Может быть, это было справедливо для эпохи «Капель дождя на раскаленных скалах», эпохи изысканно обрывочной недосказанности, но последние три фильма — «Под песком», «8 женщин» и «Бассейн» — вывели Озона в совершенно другой ряд. Теперь это самый прозрачный, самый совершенный и самый комфортный для зрителей режиссер во всей Европе. То есть мейнстримный. Правда, его мейнстримность выросла из собственного режиссерского опыта интеллектуального кино и из соавторства по написанию сценариев с интеллектуальной Эмманюэль Бернхейм — стало быть, он хороших кровей. Демонстративная обращенность к массовому зрителю в последнем фильме подчеркивается выбором популярной писательницы детективных романов в качестве главной героини. Мейнстримность, однако, не предполагает ни примитивности, ни однозначности, ни игры в поддавки со зрителем — если, конечно, не посчитать за нее тщательно выстроенное повествование, в котором нет ни единого лишнего или пустого кадра. В «Бассейн» можно погружаться на любую глубину. И в то же время бассейн, искусственное сооружение с вполне определенными заданными параметрами, как будто ограничивающее движение в конкретных рамках, на самом деле служит сознательно выбранной жесткой формой, формообразующим элементом для самого режиссера. Бассейн — один из главных героев истории. Кроме всего прочего, присутствует и метакинематографический слой; по словам Озона, замысел возник из вопроса, который он сам себе постоянно задает: почему ему удается снимать фильм за фильмом, что служит источником вдохновения?
Озон ищет ответ в собственном отражении, которое, как известно, редко совпадает с нашим представлением о нас самих. Отражением молодого французского режиссера на зеркальной глади «Бассейна» служит «другой» — пожилая английская писательница с набором типичных ожидаемых характеристик: одинокая, чопорная, нелюдимая, живущая по строгому режиму, видно, не бывавшая замужем (в Лондоне она живет с матерью). Озон, постановщик «8 женщин», между прочим, не скрывает, что предпочитает работать с женщинами, потому что они, в отличие от мужчин, не боятся и не стесняются проявить свою природу. А ведь природа — это не только невинность и чистота, но и грязь, отходы, иначе говоря — органическая жизнь. Поверхность воды в бассейне спокойна, однако, погружаясь на глубину, отражение деформируется, приобретая все более неузнаваемые, все более неожиданные для наблюдателя черты.
Экспозиция фильма — темная, грязная вода Темзы, не отражающая ничего. На берегах этой реки Сара Мортон, уставшая от славы и литературной поденщины, «теряет себя». Пассажирка в вагоне метро, читающая ее книжку, узнает в сидящей напротив Саре автора книги и обращается к ней с восторженными словами. «Я не тот человек, за которого вы меня принимаете», — недовольно отвечает Сара. Но какой же она человек? Вот в чем вопрос. Стало общим местом посылать потерянного англичанина в поисках себя под яркое солнце Италии или французского юга. Издатель, желая помочь своей курочке, несущей золотые яйца, предоставляет в распоряжение Сары уединенную виллу на Ривьере, обещая тишину и покой. Теплое солнце сразу заставляет Сару оттаять — она начинает улыбаться, ласково беседовать с молодым официантом в маленьком кафе и сразу берется за компьютер, мгновенно преодолев творческий кризис. Но это не значит, что она «обрела себя». Пока обнаруживается только знакомое отражение на глади воды. Погружение и узнавание себя через неузнавание еще впереди. В «Под песком» Озон показал себя как искусный манипулятор, умеющий при помощи уникального свойства кино незаметно переходить из реальности материальной в воображаемую, фантазийную, из чего и рождается мистическое обаяние фильма, тайна, которая не дает отрешиться от него, не позволяет легко забыть. Вот и теперь Озон вовлекает нас в свою игру, предоставляя гадать, кто такая появившаяся на вилле Жюли — дочь издателя, за которую себя выдает, полубезумная авантюристка или плод воображения романистки? Так или иначе, именно она — инструмент, с помощью которого Саре предстоит узнать, какова же на самом деле она сама. «Вы пишете о всяких грязных вещах, не осмеливаясь на них в жизни», — говорит Жюли Саре. И той выпадает случай поучаствовать в одном из происшествий, на которых она набила руку за компьютером, но в которые действительно раньше никогда бы не решилась впутаться.
Загадки начинаются в ту ночь, когда Сара ложится спать, но встает, услышав какой-то шум. Успела ли она уснуть и все дальнейшее ей лишь пригрезилось? Или это в самом деле было вторжение в ее размеренную жизнь юной хулиганки-француженки? В любом случае, в финале, когда обновленная Сара вернулась в родной Лондон, мы видим настоящую дочку издателя, ничуть не похожую на ту хорошенькую девицу, которая заставила Сару обратить очи вовнутрь. К тому же можно заметить, что всякий раз, как Сара пыталась поговорить по телефону с издателем, ее с ним по разным причинам не соединяли, так что достоверно подтвердить личность Жюли во время пребывания на вилле он не мог.
Поначалу Жюли страшно раздражает Сару своей безалаберностью (оставляет грязную посуду на кухонном столе), бесстыдством (купается голой в бассейне) и беспорядочными связями с мужчинами (приводит их в дом на ночь). Но незаметно для себя Сара из вуайера (она подглядывает за Жюли из окна своей комнаты или с веранды) превращается в участницу событий. Она выходит из привычной роли наблюдателя, но вначале делает это, оставаясь по преимуществу писательницей.
Прежде всего Сара «утилизует» присутствие Жюли, выкрав ее дневник и переписывая его страница за страницей в компьютер, то есть делая девушку персонажем своего нового романа. Узнав об этом, Жюли ведет себя странно: она ничем не обнаруживает, что заметила пропажу, однако оставляет знак — возвращает на место крест, висевший над изголовьем кровати Сары, который англичанка сразу по приезде сняла и сунула в комод. По-видимому, поведение Жюли означает, что ей нравится такой поворот событий и она не прочь сблизиться с Сарой, став ее персонажем. Связующим звеном двух диаметрально противоположных по характеру женщин становится мужчина — официант Франк с фатоватыми усами. «Грехопадение» Сары совершается в тот момент, когда, подталкиваемая Жюли, она идет танцевать с Франком. Неуклюже, не в такт двигаясь, она явно ощущает удовольствие, оказавшись во время танца в мужских объятиях. Озон не без иронии показывает и то, как вослед Жюли Сара совершает и грешок чревоугодия. Прокравшись ночью к холодильнику, она, довольствовавшаяся обезжиренным йогуртом, тайком лакомится копченой колбасой и фуа-гра, закупленными соседкой.
Но крепче всего связывает двух женщин преступление. Почти пародийное, как будто взятое из романа Сары Мортон преступление — убийство из ревности на кромке бассейна. Франк, видимо, имевший склонность к дамам среднего возраста, пренебрегает соблазнами Жюли и получает от нее булыжником по голове. Быстренько расследовав — в духе своих героинь — преступление, Сара, которая так негодовала по поводу грязной посуды, купанья ню и мужиков в постели Жюли, без тени упрека, с энтузиазмом берется помочь ей скрыть улики. Это самый вдохновенный момент в экранной жизни Сары — таких горящих глаз мы ни разу не видели у нее во время работы. С лихорадочным задором, с явным азартом она орудует киркой, закапывая окровавленный труп. Более того, когда старенький Марсель, незаменимый помощник по хозяйству, вдруг с подозрением приглядывается к свежевскопанной земле, Сара, как зверек, отвлекающий на себя внимание от детеныша, обнажает грудь, заманивая Марселя к себе в постель.
Теперь вся программа «грязных вещей» выполнена. Более того, написан роман, причем совершенно не похожий на ту макулатуру, которой Сара пробавлялась раньше. Дремавшие в ней демоны вышли наружу; чистая вода бассейна смыла «случайные черты». А мы получили еще одно свидетельство того, из какого «сора» рождается литература.
Увидев в приемной издательства некрасивую толстушку с зубными скобками, которая оказывается подлинной дочерью издателя, Сара смотрит на нее через стекло двери, как сквозь невидимую преграду, которая всегда будет отделять ее от этой незнакомой, чужой девицы. На это реальное видение наслаивается фантазия-воспоминание: Жюли у кромки бассейна ласково машет рукой Саре. Две совсем разные по виду женщины, одну из которых играет Шарлотта Рэмплинг, а другую Людивин Санье, «на глубине» — зеркальные двойники, избавившиеся от лишнего третьего, заговорщики, которые обречены существовать в замкнутом пространстве, символизируемом прямоугольником бассейна, погруженные в нарциссическое удовольствие обнаружения себя в другом.
О чем фильм бассейн озона
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
- Recent Entries
- Archive
- Friends
- Profile
- Memories
Кино: “Бассейн” ( реж. Франсуа Озон, Франция/ Великобритания, 2003)
Я люблю Франсуа Озона. Потому что он по-хорошему сумасшедший. Его фильмы не вычурны, не натужно интеллектуальны, но при этом заставляют не только чувствовать, но и думать. Озон кокетничает, играет со зрителем, но как-то по-доброму, что ли, не выставляя зрителя идиотом, не дотягивающим в своем восприятии картины до тонкого замысла автора. Пожалуй, это один из моих любимых современных французских режиссеров.
“Бассейн” – это никак не ремейк того самого знаменитого другого “Бассейна” 1969 года с Аленом Делоном и Роми Шнайдер. Разыскивая озоновский фильм, я пересмотрела и тот, старый, и получила колоссальное удовольствие. Пересмотрела и увидела намного больше, чем в первый раз, когда смотрела его в юности. Кстати, кто-нибудь еще его не видел? Написать о нем?
Этот “Бассейн” ( “Золотая пальмовая ветвь” Каннского фестиваля – 2003, “Сезар -2004” за лучшую женскую роль и лучшую актрису второго плана) – некий микс из психологической драмы, детектива и даже отчасти мистического триллера. Немолодая успешная писательница Сара Мортон в исполнении великолепной, нестареющей Шарлотты Рэмплинг, кстати говоря, кавалера ордена Британской Империи, страдает от творческого кризиса. Ее книги – серия детективов со сквозным персонажем, отлично продаются, Сара купается в деньгах, но страдает от одиночества и банально устала. От того, что все предсказуемо, что выйдет еще один роман, потом еще один, и ее снова будут узнавать на улицах, а внутри все равно пусто. И дома – только старый больной отец, и нет ни близких друзей, ни родных. По приглашению своего издателя Сара уезжает на время в его дом на юге Франции, чтобы в одиночестве написать что-то кардинально новое.
Буквально через день после приезда в доме появляется дочка хозяина Жюли. Ее играет любимая актриса Озона Людивин Санье, которую он снимал еще в своем нашумевшем фильме “8 женщин”. Жюли молода, хороша собой, раскованна и в целом являет собой полную противоположность чопорной и застегнутой на все пуговицы Саре. Жюли нигде толком не работает, живет, судя по всему, на папины деньги, шляется по дому топлесс, каждую ночь тащит в дом нового любовника. И раздражает Сару одним своим присутствием. Но женщинам необходимо каким-то образом приспособиться к совместному существованию.
И вот писательница Сара начинает следить за юной девушкой, прислушиваться к характерным звукам, доносящимся из соседней комнаты, наблюдает за ней исподтишка и даже решается сделать Жюли героиней своего нового произведения. Разумеется, ничем хорошим подобное соседство закончиться не может.
Фильм нетороплив, нединамичен, перенасыщен деталями из серии “Сара Мортон открывает йогурт”, “Сара Мортон заказывает вино” или “Сара Мортон переодевается к обеду”. И, тем не менее, смотрится буквально на одном дыхании, хотя он далеко не так эпатажен, как другие фильмы Озона. Где -то с середины ты начинаешь замечать, что по сюжету, как по до зеркального блеска натертому полу рассыпаны крупинки подсказок. Тут несостыковка, там крючок, тут зацепка. Все вроде бы так, все логично, все правильно, но что-то мешает. А что -ты не понимаешь.
Не понимаешь практически до самого конца, до развязки, которая, вполне в духе Озона, сделана по принципу ” вам рассказал все, что мог, а дальше – на ваше усмотрение. Думайте, что хотите”. Это не открытый финал, скорее – приглашение к размышлению. Наверное каждый поймет его по-своему, так как сам Озон совершенно не дает ответа на вопрос, что же это все-таки было.
Картина очень атмосферная, обволакивающая и в то же время прозрачная, освежающая, как вода того самого бассейна, который играет в действии отнюдь не последнюю роль. И это, пожалуй, то единственное, что роднит этот “Бассейн” с тем, старым аленделоновским “Бассейном”. Наверное она не понравится любителям активного экшна и даже тем, кто предпочел бы классический английский детектив. Это и не детектив в полной мере, а такой паззл-размышление, построенное на противопоставлениях. Я бы наверное даже пошла дальше и сказала бы, что Сара и Жюли – сиречь образы чопорной, замкнутой, заносчивой Англии и раскрепощенной, экспрессивной, где-то даже распущенной, свободной Франции, но возможно это только мое восприятие.
После просмотра остается мятное послевкусие и желание поиграть с головоломкой, покрутить ее в руках и возможно создать какой-то новый, совершенно незапрограммированный автором объект.
Одним словом, рекомендую тем, кто любит тонко прописанные характеры, психологические загадки и неторопливый, но совершенно не позволяющий оторваться ни на минуту сюжет.
Зло под солнцем
Новая кинокартина Франсуа Озона «Бассейн», вчера поступившая в российский прокат, на первый взгляд кажется заурядным детективом. Главная героиня, автор криминальных романов, по сюжету сама оказывается вовлеченной в историю преступления. Однако «Бассейн» – одна из тех картин, которые интересны не тем «про что», а «как» они сделаны.
Франсуа Озона в его 36 лет весь мир считает уже классиком французского кино, хотя коллеги-соотечественники его недолюбливают. Даже теперь, когда после радикальных «Крысятника», «Криминальных любовников» и нескольких короткометражек Озон стал снимать большое зрительское кино с детективными сюжетами. В названии его нового фильма – «Бассейн» – читается явная параллель с известнейшей французской картиной с Аленом Делоном и Роми Шнайдер. Как в пьесах Чехова ружье непременно стреляет, так во французском кино бассейн во дворе предвещает преступление.
По сюжету английская Александра Маринина – Сара Мортон (Шарлотта Рэмплинг), устав от написания криминального чтива, уединяется во французском имении своего издателя, чтобы наконец заняться настоящей литературой. Сара наслаждается одиночеством, ходит завтракать в придорожное кафе и уже, наверное, видит во снах Пулитцеровскую премию, как вдруг в дом врывается беспардонная дочь издателя Жюли (Людивин Сенье). Жюли курит где попало, включает музыку на полную громкость и постоянно приглашает в дом мужиков, по возрасту годящихся ей в отцы. В перерывах между эротическими забавами барышня нежит свое роскошное тело на берегу бассейна. Взаимная неприязнь двух женщин оборачивается «началом прекрасной дружбы» и источником вдохновения для писательницы. тем более что в скором времени героини окажутся связаны цепью одного преступления.
Известный гомосексуалист Озон гораздо больше не столько понимает, сколько чувствует женщин, чем его гетеросексуальные коллеги. Он снимает кино про женщин («8 женщин», «Под песком»), которые суть источник зла, но, как любое зло, женщины Озона очаровательны и притягательны. А редко появляющиеся в его фильмах мужчины жалкие слабаки, не способные удовлетворять женские желания, а потому им следует камнем по голове. Впрочем, «Бассейн» не короткий фильм об убийстве. За детективным сюжетом история о природе искусства, о том, как старость нуждается в молодости, о желании, которое стимулирует творчество. В одном из интервью Франсуа Озон признался, что «Бассейн» во многом автобиографичен, потому что со стороны он, Озон, выглядит талантливым и удачливым, но только он один знает, «из какого сора растут цветы…».
Сэм КЛЕБАНОВ, Елена СЛАТИНА
–На недавнем кинофестивале в Каннах вас называли одной из самых сильных претенденток на приз за лучшую женскую роль, тем более что вы участвовали в двух конкурсных картинах. Если бы вам пришлось выбирать, за какой фильм вы бы себя наградили: за «Бассейн» или «Маленькую Лили»?
– Честно говоря, даже вообразить себя не могу получающей награду. Все-таки я еще слишком молода. И я просто боюсь потерять контакт с реальностью. Премия как раз могла бы вскружить мне голову. Премия Каннского фестиваля – это ведь очень весомый знак признания, он мне не нужен в настоящий момент. Я и так вполне счастлива.
– А кто из режиссеров вам ближе?
– Трудно выбрать. Режиссеры люди очень щепетильные, они всегда привязаны к своим актрисам и не хотят их делить ни с кем. Я испытываю серьезные затруднения, когда оказываюсь в одной компании с Клодом и Франсуа. А уж работать параллельно…
– Три фильма Франсуа Озона, в которых вы снялись, очень разные. Менялся ли сам режиссер от фильма к фильму?
– Я помню, на съемках «Капель дождя» он был очень расслабленным. Актеров на площадке было мало, работали в студии, процесс был довольно захватывающим. А вот когда снимали «8 женщин», Франсуа казался очень сосредоточенным. Думаю, он просто был напуган всеми этими звездными актрисами, собранными вместе, и боялся потерять власть над своим произведением. Было заметно, что он испытывает сильный стресс. К началу работы над «Бассейном» он пришел в себя. К тому времени мы с ним уже были друзьями. С Шарлоттой Рэмплинг после фильма «Под песком» у него тоже сложились близкие, теплые отношения. Поэтому он выглядел спокойным и, кажется, был счастлив. «Бассейн» мы снимали на юге Франции, погода была великолепной, работали все время на улице – просто идиллия.
– Действие «Маленькой Лили» тоже разворачивается рядом с водоемом? Какие у вас воспоминания о работе с Миллером, как сложились отношения?
– Прекрасно. Я давно мечтала встретиться с Клодом, потому что его работы произвели на меня сильное впечатление еще в детстве. Я его очень люблю. А условия, в которых мы снимали, были совершенно замечательными. Мы почти два месяца провели в Бретани, это было очень здорово, потому что, даже когда идет дождь, Бретань прекрасна. Мы были изолированы от всего мира. Для меня это очень важно, во время съемок мне нравится отгораживаться от реальности, и я очень дорожу покоем.
– «Маленькая Лили» рассказывает о несчастной любви и попытке воспроизведения ее в кино. Можно ли, перенеся свои чувства на кинопленку, помочь себе преодолеть грусть?
– Да, наверное. Ведь каждый художник всегда копается в собственном опыте, разбирается в собственных чувствах, рассказывает историю о себе. Наверное, это действительно хорошее лекарство.
– Вам повезло поработать с замечательными режиссерами. Кто станет следующим?
– Следующим уже стал австралиец Пи Джей Хоган, я снялась в его «Питере Пене» в роли феи.
Исполнительница роли Жюли в фильме Франсуа Озона «Бассейн» Людивин СЕНЬЕ сегодня одна из самых ярких молодых звезд французского кино.
Кинокарьера Людивин началась, когда ей не было еще и 10 лет. Сейчас ей 23, а на ее счету уже 27 ролей. Несмотря на то, что дебютировала Сенье у Алена Рене в фильме «Я хочу домой» (1989), честь открытия этой актрисы приписывают Франсуа Озону, у которого она снялась в фильмах «Капли дождя на раскаленных скалах», «8 женщин» и «Бассейн». На последнем Каннском фестивале, помимо «Бассейна», Людивин Сенье представляла еще и фильм Клода Миллера «Маленькая Лили» (вольная экранизация чеховской «Чайки»). Фестивальные участники пророчили молодой красавице приз за лучшую женскую роль.