Река сары джаз относится к какому бассейну
САРЫДЖАЗ
Смотреть что такое САРЫДЖАЗ в других словарях:
САРЫДЖАЗ
Сарыджазский хребет, горный хребет в Центральном Тянь-Шане (главным образом в Киргизской ССР). Расположен между р. Сарыджаз на С. и её левым пр. смотреть
САРЫДЖАЗ
САРЫДЖАЗ, Сарыджазский хребет, горный хребет в Центр. Тянь-Шане (гл. обр. в Кирг. ССР). Расположен между р. Сары джаз на С. и её лев. притоком р. Ины. смотреть
САРЫДЖАЗ
Са́ры-Джаз 1) субширотный хребет в Центр. Тянь-Шане (Кыргызстан), между реками Сары-Джаз и Энгильчек. Протяжённость 113 км, ширина до 16 км, сред. . смотреть
САРЫДЖАЗ
1) субширотный хребет в Центр. Тянь-Шане (Кыргызстан), между реками Сары-Джаз и Энгильчек. Протяжённость 113 км, ширина до 16 км, сред. высота 4370. смотреть
САРЫДЖАЗ
САРЫ-ДЖАЗ (в нижнем течении Аксу), река в Киргизии и Китае, левая составляющая Тарима. Ок. 400 км, площадь бассейна 28, 5 тыс. км2. Протекает по Центр. Тянь-Шаню. Средний расход воды 208 м3/с, орошает Аксуйский оазис.
САРЫДЖАЗ
САРЫ-ДЖАЗ, хребет в Центр. Тянь-Шане, главным образом в Киргизии. Длина ок. 110 км. Высота до 6261 м. Ледники (Семенова, Мушкетова, Сев. Энгильчек).
САРЫДЖАЗ
САРЫ-ДЖАЗ – хребет в Центр. Тянь-Шане, главным образом в Киргизии. Длина ок. 110 км. Высота до 6261 м. Ледники (Семенова, Мушкетова, Сев. Энгильчек).
САРЫДЖАЗ
САРЫ-ДЖАЗ , хребет в Центр. Тянь-Шане, главным образом в Киргизии. Длина ок. 110 км. Высота до 6261 м. Ледники (Семенова, Мушкетова, Сев. Энгильчек).
САРЫДЖАЗ
САРЫ-ДЖАЗ, хребет в Центр. Тянь-Шане, главным образом в Киргизии. Длина ок. 110 км. Высота до 6261 м. Ледники (Семенова, Мушкетова, Сев. Энгильчек).
САРЫДЖАЗ
– хребет в Центр. Тянь-Шане, главным образом в Киргизии. Длинаок. 110 км. Высота до 6261 м. Ледники (Семенова, Мушкетова, Сев.Энгильчек).
САРЫДЖАЗ (В НИЖНЕМ ТЕЧЕНИИ АКСУ)
САРЫ-ДЖАЗ (в нижнем течении Аксу), река в Киргизии и Китае, левая составляющая Тарима. Ок. 400 км, площадь бассейна 28,5 тыс. км2. Протекает по Центр. Тянь-Шаню. Средний расход воды 208 м3/с, орошает Аксуйский оазис. смотреть
САРЫДЖАЗ (В НИЖНЕМ ТЕЧЕНИИ АКСУ)
САРЫ-ДЖАЗ (в нижнем течении Аксу) , река в Киргизии и Китае, левая составляющая Тарима. Ок. 400 км, площадь бассейна 28,5 тыс. км2. Протекает по Центр. Тянь-Шаню. Средний расход воды 208 м3/с, орошает Аксуйский оазис. смотреть
Дюшен Маматканов: Освоение гидроресурсов реки Сары-Джаз приведет к увеличению экономических возможностей Кыргызстана
«Освоение ресурсов реки Сары-Джаз приведет к увеличению экономических возможностей Кыргызстана», – заявил сегодня на пресс-конференции директор Института водных проблем и гидроэнергетики Дюшен Маматканов.
По его словам, трансграничная река Сары-Джаз мало используется Кыргызстаном и является водным источником в основном для Западного Китая (Синьцзян-Уйгурский автономный район), который и использует 75 процентов ее стока. Строительство 4-5 гидроэлектростанций, где можно было бы вырабатывать до 1,5 миллиона киловатт/часов энергии, и водохранилищ объемом до 500 миллионов кубов на Сары-Джазе послужило бы толчком для развития как Кыргызстана, так и Западного Китая.
«Это дало бы для обеих стран дешевую, экологически чистую энергию, дополнительную воду, привело бы к увеличению орошаемых площадей. Помимо этого строительство ГЭС даст начало освоения транзитного коридора через Каракол в Китай. Это, безусловно, скажется на потоке граждан в обе страны и приведет к развитию туризма, так как в регионе множество красивых мест. Чаще всего китайские туристы ездят отдыхать в Шанхай, а если будет открыт транспортный коридор, они могли бы приезжать на Иссык-Куль, что также дало бы дополнительные средства для экономики Кыргызстана», – говорит он.
Как отмечает Дюшен Маматканов, строительство каскада ГЭС в этом районе будет способствовать освоению месторождения Олово-Рудного, где большое количество полезных ископаемых.
«В нашем перспективном проекте заинтересовано много сторон. Китайские комиссии, проведя исследование, оказались довольны результатами и пообещали донести этот документ до главы Китая Ху Цзиньтао. Не будет в проигрыше и российская сторона. Закрытое акционерное общество «Сары-Джаз энергия» планирует строительство каскада ГЭС. Правительство же Кыргызстана ранее тоже давало согласие на сотрудничество с российской компанией, однако проект был отложен», – говорит академик Национальной академии наук.
Участники пресс-конференции отметили, что возведение каскада ГЭС необходимо начинать со строительства и реконструкции автомобильных дорог. Так, дорога Каракол – Энильчек подлежит восстановлению, а ее 80 километров необходимо будет построить заново. Обновление требуется и автодороге Кумтор – Тарагай – Уч-Кошкон – Куюкап. На ней необходимо сооружение четырех мостов и 1,5 километра тоннелей.
Справка ИА «24. kg ». Бассейн реки Сары-Джаз расположен на северо-востоке Кыргызстана, в самой высокогорной части Тянь-Шаня. По географическим критериям река относится к экстремальным. Высокогорное положение, расчлененный сложный рельеф, замкнутость и труднодоступность, суровый климат способствовали тому, что район практически не освоен и не заселен, здесь нет постоянно проживающего населения. В настоящее время водные и гидроэнергетические ресурсы Сары-Джазского бассейна в пределах Кыргызстана практически не используются.
По расчетам специалистов, суммарный гидроэнергетический потенциал реки по мощности составляет 1 миллион 472 тысячи киловатт, по выработке энергии – 12 миллиардов 900 миллионов киловатт/часов.
Долина реки Сары-Джаз. Больше сотни километров от ближайшей цивилизации.
В долину реки Сары-Джаз мы попали, отправившись в путешествие к мертвому городу Иныльчек. Путь к мертвому городу лежит через перевал Чон-Ашуу, а дальше можно или сразу поехать в Иныльчек прямо, или сначала свернуть налево и проехаться к верховьям реки Сары-Джаз. Мы выбрали второй вариант, предварительно запасшись канистрами с бензином (последняя заправка — на выезде из Каракола, дальше заправиться негде).
У поворота на дорогу, которая ведет к верховьям Сары-Джаза, стоит вот такая заброшенная будка, а буквально в десяти метрах над ней в скале выбито гнездо для пулемета.
В Советском Союзе очень основательно подходили к защите границы от возможного проникновения недружественных групп из Китая.
После поворота асфальтовая дорога превращается в не очень качественную грунтовку.
Иногда горы просто нависают над ней.
Сары-Джаз был маловоден (сентябрь месяц). Путешественники говорят, что когда весной тают ледники и поднимается вода, проехать по этой дороге может быть проблематично.
По всему пути наверх в Сары-Джаз вливались маленькие речки и ручейки.
Наконец, мы доехали до пограничной заставы.
Вон она там, в низине:
Документы вышел проверить вежливый и трезвый пограничник, переписал все наши данные и пропустил.
В верховьях Сары-Джаз выглядит вот так:
Справа на горизонте видны горы (3-5000 м), за которыми где-то скрывается пик Хан-Тенгри. До точки, с которой его можно было бы разглядеть, мы не доехали — помешала непогода.
Непогода в высокогорье приходит внезапно. Чуть похолодало, натянулись тучки — все буквально за четверть часа.
И все. Горизонт затянулся, полил дождь вперемешку со снегом, мы решили развернуться.
Это уже фото на обратном пути.
Берега Сары-Джаза очень разнообразны. Попадаются такие характерные скалы:
Выйдя на тот самый перекресток, мы поехали налево — на Иныльчек.
По дороге — везде следы советской инфраструктуры. Вот такой мостик, например:
Ущелье вдоль дороги на Иныльчек:
Одно из боковых ущелий:
А вот уже и река Иныльчек. За ней через мост — мертвый город. Но о нем я уже писал.
Комментарии
Вы сможете оставлять комментарии только после того как зарегистрируетесь и войдете на сайт
Отчет: Водный поход 6 к.с. по реке Сарыджаз, 2009 год
ОТЧЕТ
о водном туристском походе
шестой категории сложности по Тянь-Шаню,
совершенном группой туристов г. Нижнего Новгорода
в период с 1 октября по 25 октября 2009 года
Маршрутная книжка № 51/07
Руководитель группы: Никаноров Сергей Николаевич
Маршрутно-квалификационная комиссия рассмотрела отчет и считает, что поход может быть зачтен всем участникам и руководителю 6 категорией сложности.
Отчет использовать в библиотеке ____________
Город Нижний Новгород
2009 г.
Содержание
1.1. Проводящая организация.
1.2. Место проведения.
1.3. Общие справочные сведения о маршруте.
1.4. Подробная нитка маршрута.
1.5. Определяющие препятствия маршрута.
1.6. Список группы.
1.7. Адрес хранения отчета.
2.1. Географическое положение и туристские особенности района.
2.2. Варианты подъезда и отъезда.
2.3. Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты.
2.4. Расположение пограничных зон, заповедников, порядок получения пропусков.
3.1. Цели и задачи маршрута. Подготовка, выбор маршрута. Тактические идеи, новизна.
3.2. Изменение маршрута и их причины.
3.3. Развернутый график движения.
3.4. Обеспечение безопасности на маршруте.
На turizmvnn.ru размещен фотоальбом Виктора Сердцева об этом походе.
1. СПРАВОЧНЫЕ СВЕДЕНИЯ О МАРШРУТЕ
1.1 Проводящая организация – общественная организация Нижегородский областной туристский клуб
1.2 Место проведения – Тянь-Шань (Киргизия)
1.3 Общие справочные сведения о маршруте
1.3.1 Вид туризма – водный
1.3.2 Категория сложности – шестая
1.3.3 Количество участников – восемь человек
1.3.4 Суда:
а) катамаран-четверка – 1 шт.
б) катамаран-двойка – 2 шт.
1.3.5 Продолжительность:
подъезды + отъезды:
поезд 3,5 + 3 дня,
амашина 1,5 + 1 день,
строительство 0,5 дня,
пешка 4 дня,
сплав 8 дней
дневки 3 дня
общая 25 дней
1.3.6 Сроки проведения: с 1.10.2009 по 25.10.2009
1.4 Нитка маршрута:
г. Н. Новгород – г. Самара – г. Бишкек (поезд) – г.Каракол (микроавтобус) – р.Сарыджаз (ГАЗ-66) – р. Уччат (сплав) – р.Сарыджаз (пешка) – г.Каракол (ГАЗ-66) – г.Бишкек (микроавтобус) – г. Рузаевка (поезд) – г. Н. Новгород (микроавтобус)
1.5 Определяющие препятствия маршрута:
1.6 Список группы:
Никаноров Сергей Николаевич
Крашенинников Андрей Анатольевич
Максимов Александр Анатольевич
Суровицкий Евгений Константинович
Сердцев Виктор Юрьевич
Мельников Сергей Александрович
Самохин Илья Вячеславович
Лапшин Виктор Владимирович
1.7 Поход рассмотрен в маршрутно-квалификационной комиссии Нижегородского областного туристского клуба.
2. ОБЩЕГЕОГРАФИЧЕСКАЯ И ТУРИСТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МАРШРУТА
2.1 Географическое положение и туристские особенности района
Тянь-Шань – Горная система в Средней и Центральной Азии, в основном в Киргизии. Сарыджаз – река во Внутреннем Тянь-Шане, берет начало с ледников Семенова и Мушкетова, стекающие с северного склона хребта Сарыджаз. До левого протока р.Куюкап течет по территории Киргизии, прорезая хребты Сарыджаз, Энгильчек, р.Джанаджер Сарыджаз Кайынгды. От Куюкапа до левого притока течет вдоль границы Китая н Киргизии, прорезая раздвоенный хребет Майбулак. Дальше по Китаю через хребет Кокшаал-Тоо, эа которым меняет название на р. Аксу, являющуюся одним из истоков р. Тарим, котарая теряется в пустыне Такламакан.
Условно р. Сарыджаз можно разделить на четыре участка:
– Верхний: от погранпоста Эчкильташ до пос. Иныльчек протяженностью около 50 км со средним уклоном 8 м.км и расходом 50 куб. м/сек. Препятствия разнообразны: от мелководных шивер до скальных каньонов , за исключением порога “Пермский”, не превышают 5 к. с. (Т)
– Средний: от пос.Иныльчек до правого притока р.Теректы, протяженностью около 52км со средним уклоном 9 м/км и расходом в 150 куб.м/сек. На этом участке река принимает четыре основных притока, по каждому из которых можно сплавляться. Река входит в глуб окое ущелье, препятствия становятся опасными. Четко выражены суточные колебания уровня воды. Нижнее ущелье: от р. Теректы до заброшенной станции гидрологов, протяженностью около 50 км, с уклоном 11 м/км, расход воды изменяется незначительно. Река течет в глухом ущелье и скальных каньонах. На этом участке сосредоточены основные препятствия пройденного маршрута.
– “Китайский каньон”: от станции гидрологовдо выхода из хребта Кокшаал-Тоо, протяженностью около 20 км. Участок никем не пройден и даже не разведан. Путь по берегу преграждают отвесные стены каньона десятки метров высотой, по воде водопад и габаритные непроходы (до полутора метров в каньоне). Серьезно рассчитывать на разведку и прохождение всего участка можно только имея группу скалолазов с полным арсеналом специальных средств и разрешение на посещение Китая.
– Уникален левый приток Сарыджаза – р. Иныльчек, берущий начало с крупнейшего ледника Тянь-Шаня. Ледник Южный Иныльчек своим телом подпруживает сток ледника Северный Иныльчек, образуя озеро, названное в честь немецкого исследователя озеро Мерцбахера. Ежегодно один, а в жаркое лето два раза, озеро прорывается и сходит селевой паводок с расходом до 3000 л 3 /сек. Водосброс длится от 5 до 10 дней и обычно бывает в ервой половине августа. Вода в ущелье Сарыджаза поднимается очень значительно до ее спада с плавляться по реке нельзя. Так что планировать путешествие по .Сарылжаз, ниже устья Иныльчека, можно только только в сентябре, когда ее уровень спадает до 300-150 ку6.м/сек. В то же время, с середины октября в горах холодает и таяние ледников замедляется – уровень реки сильно падает, а пеший выход становится проблематичным. Оптимальным сроком для прохождения реки нужно считать сентябрь.
Спортсмены-водники впервые посетили р.Сарыджаз в 1987 г. Это балла группа из г.Перми под руководством Новикова. Сплавлялись они на плоту и тримаране в начале августа по высокой воде. Прошли без обносов Верхний Сарыджаз, но ниже устья Иныльчека плыть было нельзя из-за селевого паводка.
Спустя три года группа москвичей под руководством Папуша (1990 г. отчет № 5336) совершила первопрохождение Среднего Сарыджаза и Нижнего ущелья. Река была довольно полно пройдена тремя катамаранами. Составлена хорошая лоция реки, все препятствия сохранились и оценка их сложности соответствует действительности.
В 90-х годах река осваивалась туристами, и в 1999 году была пройдена до р. Джанаджер.
Затем река почти не посещалась. Хотя есть слухи, что были группы. Одна заплывала даже в Китай. Новых отчетов в интернете нет.
2.2 Варианты подъезда и отъезда
До Бишкека и обратно можно добраться на самолете через Москву или на поезде через Москву (Рузаевку), Самару или Свердловск. Нам больше подошел вариант через Самару — туда, через Рузаевку – оттуда.
От Бишкека до реки добираются на автотранспорте. (Вертолет мы не рассматривали из-за дороговизны). Машину заказывали заранее в фирме «Гульсина». Сейчас в Бишкеке достаточно фирм, которые занимаются заброской-выброской.
С точки окончания сплава можно выбраться пешком или вертолетом. Организовать гужевой транспорт вряд ли возможно.
2.3 Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты.
2.3.1 Аварийные выходы с реки возможны пешком по притокам с выходом на тропы, которые в основном прорезают хребты высоко от реки. Есть несколько троп, выходящих на Сарыджаз. В группе был спутниковый телефон и в случае серьезной аварии рассчитывали на вертолет, т.к. были застрахованы в «Военно-страховой компании».
2.3.2 Запасные варианты маршрута: р.Кекемерен или верхний Сарыджаз.
2.4 Расположение пограничных зон, заповедников, порядок получения пропусков.
Маршрут целиком проходил в погранзоне Киргизии на границе с Китаем. Пропуск для нас оформляла фирма: «Гульсина».
Кроме того, при проезде на поезде пересекаются: Российско-Казахская, Казахско-Киргизские границы. Пересечение этих границ отнимает много времени. Может с организацией таможенного союза положение исправится, и дорога на поезде будет занимать часов на 10 меньше времени.
3. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ПОХОДА
3.1 Цели и задачи маршрута
Этот маршрут давно манил и отпугивал нас. Всё же решили попробовать.
Перед походом было проведено несколько организационных собраний, проводились тренировки на ровной воде, члены группы участвовали в различных походах и соревнованиях.
Групповое снаряжение, а также часть личного собирали по друзьям. Дорогу и питание в походе, а также прочие расходы каждый участник оплачивал сам. Спонсорской помощи, к сожалению, не оказывалось.
3.2 Изменение маршрута и их причины
Маршрут пришлось завершить на р. Уччат. Причина — потери времени на заброске и сплаве.
Один день потеряли на заброске, когда нас не повезли из Каракола на реку, а вынудили переночевать на съемной квартире. Из-за непогоды (дождь со снегом) пришлось устроить незапланированную дневку. Один из участников повредил ногу при обносе п. Манхеттен. Была серьезная поломка К-4. В результате потеряли ещё 2 дня. Нескольким участникам нужно было быть в Нижнем Новгороде 26.10.09 (работа!), поэтому было принято решение: не идти до Куюкапа и ниже.
3.3 График движения
3.3.1 Планируемый
Бишкек
р.Сарыджаз
стапель?